Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» для детей средней группы 4–5 лет

валентина моисеева
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» для детей средней группы 4–5 лет

Пояснительная записка

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико – синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряжённой спортивной борьбе.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Юный шахматист“ для детей средней группы 4–5 лет» размещена в разделах

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат : знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Ребенок в игре не замечает, что его обучают и постепенно заинтересуется шахматами, и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

Новизна данной программы :

В основу педагогической разработки положен замысел использования шахмат, как одного из средств, развития логического мышления, помогающего подготовить дошкольника к успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

Актуальность программы :

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами. Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного и увлекательного.

На основании выше изложенного мы решили в нашем детском саду реализовать проект на тему: «Юный шахматист».

Цели программы :

Знакомство дошкольников с шахматами как видом спорта и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Задачи программы :

Образовательные:

-формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

-способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске;

-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры;

-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

-учить ориентироваться на плоскости.

Развивающие:

-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

-развивать коммуникативные качества.

Воспитательные:

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

Отличительная особенность данной программы :

1. Систематизация имеющегося опыта по теме программы.

2. Применение разнообразных видов работы с детьми.

3. Использование в работе новых развивающих технологий.

4. Доступность методического материала.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 20 минут. Всего 34 занятия в год. Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей. Тематика занятий в календарных планах воспитательно–образовательной работы в средней группе с детьми 4-5лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и является дополнением к программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

.

Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет.

Количество обучающихся в группе : 25 человек.

Условия набора детей :

• Желание родителей детей средней группы.

Формы занятий:

Формы организации деятельности детей : групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная. Работа с художественной и научно-популярной литературой, работа в сети интернет, работа с родителями, занятия, просмотр видео материала, оформление альбома «Короли шахматного мира», выставка рисунков «В шахматном королевстве», собирание «Шахматной шкатулки».

Ожидаемые результаты:

-приобретение ребенком всего комплекса интегративных качеств;

-активное вовлечение детско-взрослого сообщества в социум;

-овладение ребенком элементарными навыками шахматной игры.

Формы подведения итогов реализации программы :

Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется начальная (октябрь, промежуточная (январь) и итоговая (май) диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Увидеть результаты достижений каждого ребёнка поможет педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы,тесты. Формой подведения итогов реализации программы является итоговое открытое занятие.

Учебный план:

№п/п Темы Количество часов

Всего Теория Практика

1 Набор детей. Мониторинг.

Оформление уголка «Шахматный мир». 20 минут 5 минут 15 минут

2 Работа в уголке «Шахматный мир». 20минут 5 минут 15 минут

3 «Знакомство с миром шахмат». 20минут 5 минут 15 минут

4 «Шахматы-один из видов спорта». 20 минут 5 минут 15 минут

5 Шахматы (фиксики). 20 минут 5 минут 15 минут

6 «Волшебная доска». 20 минут 5 минут 15 минут

7 «Проспекты, улицы, переулки волшебной доски». 20 минут 5 минут 15минут

8 Составь доску. 20минут 5 минут 15 минут

9 «Шахматная мозаика". 20 минут 5 минут 15 минут

10 Удивительные приключения шахматной доски. 20минут 5 минут 15минут

11 Мудрые сказки тетушки совы-шахматы 20 минут 5 минут 15 минут

12 «Ни шагу назад» 20 минут 5 минут 15 минут

13 "Шахматная доска 20 минут 5 минут 15 минут

14 "Приключения в Шахматной стране". 20 минут 5 минут 15 минут

15 "Шахматная шкатулка». 20 минут 5 минут 15 минут

16 «Покажи и назови», «Расставь на доске». 20 минут 5 минут 15 минут

17 Учимся играя в шахматы. 20 минут 5 минут 15 минут

18 «Котята- хвастунишки". 20 минут 5 минут 15 минут

19 Прямолинейная, бесхитростная фигура (ладья) 20 минут 5 минут 15 минут

20 Шахматные игры и упражнения. 20 минут 5 минут 15 минут

21 Шахматные игры и упражнения. 20 минут 5 минут 15 минут

22 «Совсем этот слон на слона не похож». 20 минут 5 минут 15 минут

23 «Вежливые Слоны». 20 минут 5 минут 15 минут

24 Учимся играя в шахматы. 20 минут 5 минут 15 минут

25 В гостях у Ферзя. 20 минут 5 минут 15 минут

26 Ферзь. 20 минут 5 минут 15 минут

27 Прыг, скок и вбок». 20 минут 5 минут 15 минут

28 "Ход конем". 20 минут 5 минут 15 минут

29 Конь. 20 минут 5 минут 15 минут

30 «И король жаждет боя ". 20 минут 5 минут 15 минут

31 Вылепи любимую фигуру. 20 минут 5 минут 15минут

32 Развлечение «Путешествие в королевство шахмат". 20минут 5 минут 15 минут

33 Мир шахмат глазами детей 20 минут 5 минут 15 минут

34 Открытое занятие 20 минут 5 минут 15 минут

Мониторинг

Тематическое планирование:

№ Темы Содержание Цели Месяц

Набор детей.

Оформление уголка «Шахматный мир» Мониторинг. Подбор дидактического материала. Сентябрь

Работа в уголке «Шахматный мир». Беседа. Знакомство с уголком «Шахматный мир». Побудить интерес к миру шахмат.

Октябрь

«Знакомство с миром шахмат» Просмотр презентации «Сказочная страна шахмат».

Чтение сказки «Шахматное королевство». Познакомить с историей

шахмат.

Заинтересовать через использование художественного слова, видео материала.

«Шахматы-один из видов спорта».

Просмотр презентации.

Чтение сказки о том как на Руси играли в шахматы. Дать детям представление о том, что шахматы - один из видов спорта. Вызвать интерес к шахматам через художественное слово. Ввести в словарь детей слово шахматист.

Шахматы (фиксики) Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Д/И «Чего не стало». Пробудить интерес к шахматной игре,

развивать память, внимание, мышление.

«Волшебная доска». Чтение сказки «Котята хвастунишки». Беседа по содержанию. Рассматривание шахматной доски. Знакомство с шахматной доской. Белые

и черные поля. Чередование белых и

черных полей на шахматной доске.

Шахматная доска и шахматные поля

квадратные. Ноябрь

«Проспекты, улицы, переулки волшебной доски». Презентация.

Рассматривание шахматной доски.

Дид/упр «Закрась клеточки». Продолжать знакомить с шахматной доской,Расположение

доски между

Партнерами.

Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Составь доску.

Дидактическая игра. Пальчиковая игра «Шахматисты Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8.

Дать представление о горизонтальных и вертикальных линиях шахматной доски. Расположение доски

Между партнерами.

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер.

«Шахматная мозаика». Отгадывание загадок. Аппликация. Развивать интерес к занятиям шахматами. Воспитание усидчивости. Закрепить знания о шахматной доске.

Удивительные приключения шахматной доски. Чтение сказки. Беседа по содержанию.

Дид/упр «Закрась линию». Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер; закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях. Декабрь

Мудрые сказки тетушки совы-шахматы. Просмотр мультфильма.

Д/и «Расставь на доске». Раскрашивание шахматной доски. Закрепить знания о шахматной доске; о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление.

Воспитывать любовь детей к шахматам.

«Ни шагу назад» Чтение сказки.

Д/и «Чего не стало». Учить ориентироваться на плоскости. Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку. Развивать внимательность.

"Шахматная доска»

Рисование. Чтение рассказа про Вадика и Сережу.

Продолжить знакомство детейс шахматной доской, чередованием белых и черных полей на ней.

Развивать умение пользоваться линейкой и карандашом.

Упражнять в ориентировании на тетрадном листе в большую клетку.

Формировать дружеские взаимоотношения. Формировать познавательный

Интерес к игре.

"Приключения в Шахматной стране» Просмотр мультфильма

Д/И «Большая-маленькая» Познакомить детей с шахматными фигурами- Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

«Шахматная шкатулка». Чтение стихов, отгадывание загадок. Д/и «Убери такую же»,

«Куча мала»,

«Кто быстрее»,

«Сложи пешку»

Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей о шахматной доске, обозначениях на ней. Познакомить детей пешкой (особенности внешнего вида,местом пешек на доске, тем как ходят пешки, по каким линиям.

Развивать ориентировку на плоскости, логическое мышление. Январь

«Покажи и назови», «Расставь на доске».

Дидактические игры и упражнения.

Раскрашивание силуэта «пешка» Закрепить представления детей о пешках.

Учимся играя в шахматы. Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Упр. "Расставь фигуры". Работа в тетради. Продолжать знакомить с шахматными фигурами, шахматной доской.

«Котята-

Хвастунишки». Чтение и инсценировка

дидактической сказки Воспитывать интереск шахматам. Февраль

Прямолинейная, бесхитростная фигура (ладья).

Чтение сказки, загадывание загадок. Чтение стихотворения «Ладья». Познакомить с шахматной фигурой ладьей (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура).

Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку; отвечать на вопросы по содержанию.

Шахматные игры и упражнения. Д/и «Что изменилось», «Покажи и назови». Раскрашивание силуэта

«Ладья».

Закрепить представления о ладье, активизировать мыслительную деятельность детей.

Шахматные игры и упражнения. Дид/игры «Чудесный мешочек», «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске». Закрепить знания о пешке и ладье. Развивать память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.

«Совсем этот слон на слона не похож».

Дид/игры «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске». Чтение стихотворения «Слон».

Познакомить с шахматной фигурой слон (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Март

«Вежливые Слоны» Чтение сказки, беседа по содержанию. Раскрашивание силуэта «слон». Закрепить представления о шахматной фигуре конь, активизировать мыслительную деятельность детей.

Учимся играя в шахматы Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Упр. "Расставь фигуры". Работа в тетради. Продолжать знакомить с шахматными фигурами, шахматной доской.

В гостях у Ферзя Дид/игры

«Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске», «Что изменилось?». Познакомить с шахматной фигурой ферзь (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам.

"Ферзь" Чтение сказки, беседа по содержанию.

Раскрашивание силуэта «ферзь».

Закрепить представления о шахматной фигуре ферзь, активизировать мыслительную деятельность детей.

Прыг, скок и вбок» Дид/игры «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске».

Чтение: В. Громов «Конь».

Познакомить с шахматной фигурой конь (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Апрель

"Ход конем" Просмотр мультфильма.

Дид/игры «Чего не стало?». Закрепить представления о шахматной фигуре- конь, активизировать мыслительную деятельность детей.

"Конь" Д/И "Угадай-ка", «Сложи фигуру»,

" Что общего".

Чтение стихотворения «Король». Познакомить с шахматной фигурой король (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура)Продолжать воспитывать интерес к шахматам

«И король жаждет боя» Чтение сказки, беседа по содержанию.

Д/И " Убери такую же» Раскрашивание силуэта «король». Закрепить представления о шахматной фигуре король, активизировать мыслительную деятельность детей.

Вылепи любимую фигуру Лепка. Рассматривание фигур

Закрепить представления детей о шахматных фигурах. Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Май

Развлечение «Путешествие в Шахматное королевство» Игры, отгадывание загадок,

Рисунки детей Закрепить первоначальные знания о шахматах, развивать сообразительность, находчивость, активизировать мыслительную деятельность.

«Мир шахмат глазами детей» Выставка детских рисунков Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Развивать умение отображать впечатления о шахматах в своих рисунках.

Открытое занятие Беседа "Сказочная страна шахмат". Дид/игра "Расставь на доске". Упражнение "Раскрась доску». Просмотр фрагмента мультфильма (Смешарики). Закрепить первоначальные знания о шахматах, развивать сообразительность, находчивость, активизировать мыслительную деятельность. Воспитывать интерес к шахматам.

Мониторинг

Критерии оценки

2 (Высокий) : Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»,истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры и их отличия. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук, развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.

1 (Средний) : Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»,истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 (Низкий) : Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

К концу первого года обучения ребенок должны знать:

- историю возникновения шахматной игры;

- шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;

- названия шахматных фигур : ладья,слон, ферзь, конь, пешка, король.

Используемая литература

1. Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы» :Кн. для воспитателей дет. сада: Из опыта работы. - М. : Просвещение, 1991 .-158 с.

2. Костров. В. Е. Якиревич «Шахматная тетрадь для детей и родителей» - Издательский дом «Литера»,2015.- 64с.

3. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [электронный вариант / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.-222с.

4. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет : Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М. : Новая школа, 1994.-160с.

5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М. : Поматур, 2000.- 320с.

6. Трофимова А. С. «Шахматный учебник – сказка» -Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015.-190с.

7. Трофимова А. С. «Учебник юного шахматиста» - Изд. 4-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014.-154с.

8. Шахматы для самых маленьких : книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Г. Сухин. – М. : Астрель: АСТ. : Полиграфиздат, 2011.- 460.

9. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб. : Питер, 2011.-192с.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Занимательная математика» Выполнила: Логачева Светлана. Воспитатель. Пояснительная записка. Актуальность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театральной деятельности «Драматеша» детский сад №3 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: Педагогическим советом заведующий МБДОУ №3 Протокол № 1 ___ Саламатова Ю. И. от 30.08.2017 г Приказ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Музыка — один.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому воспитанию «Фитбол-гимнастика» Пояснительная записка. Развитие детей и улучшение их здоровья – одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики. Одной из эффективных.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Друзья» Содержание программы В возрасте 4-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто». Часть 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №13» ___Н. В. Статных Дополнительная общеобразовательная программа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто». Часть 2 Дополнительная общеобразовательная программа (Дополнительная общеразвивающая программа) «Волшебное тесто» Часть2 9. Содержание программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» для детей средней группы 4–5 лет
Опубликовано: 12 мая 2018 в 22:40
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД