МААМ-картинки

Духовное краеведение как источник формирования личности дошкольника

Ирина Польшина
Духовное краеведение как источник формирования личности дошкольника

Духовное краеведение как источник формирования личности дошкольника

Чтобы ни случилось с моим народом, я знаю верою и ведением, любовью и волею, живым опытом и победами прошлого, что мой народ не покинут Богом, что дни падения преходящи, а духовные достижения вечны.

И. А. Ильин

Публикация «Духовное краеведение как источник формирования личности дошкольника» размещена в разделах

Сегодня, когда идет процесс духовного возрождения России, особенно актуально обратиться к основам православной культуры, так как общество и государство очень нуждается в воспитательно-образовательных моделях, обеспечивающих духовные и нравственные компоненты в содержании образования. Духовное краеведение – это одно из направлений работы, позволяющий поведать о своём крае, о своих корнях, истоках, о его истории. Край – это не только земля, территория – это в первую очередь люди, которые осваивают, укрепляют, украшают её своим трудом, приумножают богатства, приносят уважение и славу.

Каково же это духовное, т. е. внутреннее состояние людей, мотивация их поступков?

Почему они вызывают чувство гордости, сопричастности, любви и сопереживания?

Почему хочется сказать «земля Липецкая, земля Лебедянская – прародина гениальных поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, родина писателей И. А. Бунина, М. М. Пришвина, П. Н. Шубина, и т. д. Почему всему миру известны имена святых Тихона Задонского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского, Иллариона Троекуровского, Иоанна Сезеновского, преподобного Силуана Афонского?

Потому что их вклад в укрепление православного духа народа бесценен. Очень не хочется, чтобы оборвалась связующая нить поколений, чтобы какой-либо кризис смог уничтожить историю, культуру, веру великой страны, а значит и «малой родины».

В рамках ознакомления детей с духовным краеведением мною был разработан и осуществляется проект «Край родной – навек любимый». Задача данного проекта – создание таких условий в части содержания образования, форм и методов работы, которые позволят максимально обеспечить развитие и социализацию детей в соответствии с ФГОС ДО.

Цель данной работы – содействие успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков в краеведческой деятельности.

Данный проект предусматривает задачи воспитания у детей гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, дому, краю, городу, Родине и предполагает конкретные пути решения.

Ознакомление с родным городом, родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат в развитии целостного отношения к родному краю достигается систематической работой.

Краеведческие знания преподносятся детям в системе. Дети получают информацию по данному вопросу в образовательной деятельности, т. к. жизнь диктует более современные и инновационные направления развития общества. Поэтому данный вид работы интегрируется:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе организации различных видов детской деятельности:

- игровую, которая является приоритетной (основной) в дошкольном возрасте;

- коммуникативную;

- трудовую;

- познавательно-исследовательскую;

- продуктивную;

- музыкально-художественную.

- в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии, обеспечивающие необходимую двигательную активность и способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников);

- в самостоятельную деятельность (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций);

- в процесс взаимодействия с семьями воспитанников (участие в проектной деятельности, продукт которой – создание макета герба семьи, составление маршрутов экскурсий и прогулок по микрорайону, коллекционирование картинок и открыток).

В педагогическом проекте широко использовались:

ИКТ (использование компьютерных технологий);

построение предметно-развивающей среды (уголок краеведения в группе);

опытно-экспериментальная работа;

нетрадиционные занятия в музее ДОУ;

использование ряда инновационных педагогических технологий;

включение в проектную деятельность родителей.

Использование в своей работе по формированию духовно-нравственного становления личности, многообразных интересных, живых форм, методов и средств воспитательной деятельности, обусловленных её спецификой, позволяет решать основную задачу – воспитание не только ума, но и «сердца» человека.

В ходе педагогического проекта у детей, их родителей и педагогов повышается интерес к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику, а тщательно продуманная интеграция краеведческий знаний в различные образовательные области позволяет сохранить свою актуальность при реализации основной образовательной программы ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.

Но самым главным и ключевым аспектом моего проекта является воспитание стремления жить по нравственным законам, совершенствовать умение давать личностную оценку своим поступкам и происходящим событиям, способствовать развитию у детей таких нравственных понятий как «совесть» и долг.

Если уже маленький человечек будет иметь потребность нести ответственность за свои действия, то это будет огромным шагом к формированию духовно-нравственного сознания в будущем.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

«Строится храм — на душе всё светлее!» Фоторепортаж из серии «Духовное просвещение»«Строится храм — на душе всё светлее!» Фоторепортаж из серии «Духовное просвещение» Строится храм - на душе всё светлее, Вместе с надеждой и вера растёт. Сколько сердец он любовью согреет, Сколько молитв к небесам вознесёт.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Новости с места строительства храма. Фоторепортаж из серии «Духовное просвещение»Новости с места строительства храма. Фоторепортаж из серии «Духовное просвещение» Время идёт. Каждое воскресенье, встречаясь возле Кубанского государственного университета, на том месте, где будет строиться храм в честь.

Обзорная публикация о строительстве храма из серии «Духовное просвещение»Обзорная публикация о строительстве храма из серии «Духовное просвещение» Вот уже прошло немногим более года с того времени, как было принято решение о строительстве православного храма в честь Святых равноапостольных.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Значение цветов церковных облачений. Публикация из серии «Духовное просвещение»Значение цветов церковных облачений. Публикация из серии «Духовное просвещение» Регулярно присутствуя в храме на православном богослужении или впервые зайдя в храм, люди обращают внимание на красоту внутреннего убранства.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Духовное краеведение как источник формирования личности дошкольника
Опубликовано: 23 августа 2021 в 19:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД