Получи документы

Естествознание. Проведение опытов с почвой и землёй

Елена Ярошик
Естествознание. Проведение опытов с почвой и землёй

йымдастырылан оку рекетіні технологиялы картасы

Технологическая карта ОУД в классе предшкольной подготовки

Трбиеші/ Воспитатель: Е. В. Ярошик

Білім беру саласы/ Образовательная область: Познание

Блімдері / Раздел: Естествознание

Таырыбы / Тема: Проведение опытов с почвой и землёй

Масаты/ Цель: 1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы : обсудить последствие этого.

Публикация «Естествознание, Проведение опытов с почвой и землёй» размещена в разделах

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке. Работа на огороде, цветнике (вскопка грядок, прополка, полив); в уголке природы (рыхление, полив). Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

Материал:

Прозрачные банки с водой (на каждого ребенка). Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов. Листки бумаги. Банки с образцами почвы. 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной). Листья из картона. Эмблемы с изображением червей. Стаканчики с землей. Обручи. Медали для награждения.

Билингвалды компонент/ Билингвальный компонент: почва, червь (топыра, рт).

Іс рекет кезендері Этапы

деятельности Трбиешіні рекеттері

Действия воспитателя Балаларды рекеттері

Действия детей

Себентік рекетті ояту

Мотивационно-

побудительный Рассматривание почвы на листках бумаги. Беседа о её составе, свойствах.

Вопросы: Что это?

Как назвать землю другим словом?

Какая почва?

Что вы видите в почве?

Как вы думаете, как это все попало в землю?

Кто живет в земле, в подземном царстве?

Чем они дышат?

Давайте посмотрим, есть ли в подземном царстве воздух?

Как можно увидеть воздух в воде?

Земля

Почва

Черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая

Корешки, сухие останки растений, насекомых

Растения засыхают и опадают на землю, насекомые прячутся в земле

Черви, кроты, жуки, личинки

Воздухом

йымдастырылан

Ізденіс

Организационно -поисковый

Опыт №1 «В почве есть воздух»

Сначала воспитатель в свою банку с водой опускает образец почвы

Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух?

Почему на поверхности воды появились пузырьки?

Что это означает?

Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?

Опыт №2 «В пустых местах почвы находится воздух, при сжимании земли он «уходит»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть комочки земли и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места», где прячется воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке.

Вопросы: Что с ним произошло? Каким он стал? Увеличился или уменьшился?

Почему?

Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит»

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают?

Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется?

Выводы: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптываться людьми, тем меньше подземных жителей там останется. Где нужно ходить в лесу: где захочется или по дорожкам.

Почему?

Опыт №3 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода?

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт : в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой банке?

Во второй?

Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву?

О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто.

Что мы с вами можем сделать для этого?

Дети вместе с воспитателем смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде. Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.

Вода вытесняет воздух

В почве есть воздух

Потому что в почве есть воздух и влага

Дети рассматривают комочки земли

Сжимают комочки

Стал меньше

так как «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел» : для него не осталось места

На участках, которые люди не посещают

Под давлением воздух уходит и насекомым нечем будет дышать.

Они могут погибнуть

По дорожкам

Потому что в земле должен оставаться воздух для подземных жителей

В одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину

В первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку

Во второй почва загрязнилась : появились пузыри

Влажную и чистую

Они бы болели и могут даже погибнуть

Что они грязнули и не думают о других

Не загрязнять почву

Не загрязнять природу, не бросать мусор, не выливать грязные отходы в почву

Рефлекстік- тзетуші

Рефлексивно - корригирующий 3 часть. Подвижная игра «Осень»

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде должны быть «червяк», и «дерево».

У одной стены на полу – на одной линии, на определенном расстоянии друг от друга кладутся два обруча. Это «норки» червяков. От каждой команды выбирается ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, стоят и стаканы с землей.

У противоположной стены создаются два круга для детей, играющих роли «деревьев». Дети – деревья также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья.

«Червяк» из каждой команды находится напротив своего «дерева». На голове у детей соответствующие шапочки. Остальные участники игры становятся друг за другом: каждая команда – возле своего «дерева».

По команде воспитателя «Осень», - дети «деревья» бросают один лист на пол. Стоящий ближе всех к «дереву» ребенок должен как можно быстрее поднять его и отнести «червяку». Получив лист, «червяк» поднимает с пола стакан с землей и отдает его ребенку, который быстро (стараясь не рассыпать землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стакан с землей и становится в конец цепочки. «Дерево», получив землю, ставит стакан на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды. Действия повторяются до тех пор, пока последний участник игры не принесет своему «дереву» стакан с почвой. Как только «дерево» получит последний стакан с землей, оно «вырастает» - изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки – «ветви» вверх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.

По окончании игры вручаются медали победившей команде.

Подводится итог наблюдений и опытов :

Зачем мы сегодня наблюдали?

Что увидели?

Все ребята были внимательными, зоркими наблюдателями, поэтому много увидели интересного о земле.

За почвой, землёй

Что в земле есть воздух и при сжимании он «уходит»

Ктілетін нтиже / Ожидаемый результат:

олданады/ Воспроизводят: знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Опыты и умозаключения на основе практической деятельности, выражают их в своей речи.

Тсінеді/ Понимают: взаимозависимость почвы и растений, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы

абылдайды/ Применяют: знания, полученные в результате наблюдений на прогулке, в огороде, цветнике, в уголке природы.

Публикации по теме:

Фотоотчет по «Путешествию в межпланетном пространстве» с показом опытовФотоотчет по «Путешествию в межпланетном пространстве» с показом опытов Зал украшен оформлена выставка работ Воспитатель Ребята давайте вспомним,какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? Правильно День.

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста Экспериментально – опытническая деятельность с детьми. 1 «Зачем нужен парашют?» Цель. Познакомить со свойствами воздуха, как он удерживает.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой» МАДОУ МО детский сад №174 г. Краснодар Воспитатель средней группы: Епремян К. В. Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского.

НОД по экологии по теме «Проведение опытов в формировании экологической культуры. Посадка лука» Цель, учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, закрепить знание детей о строении луковицы, об условиях роста.

Конспект занятия «Опыты с почвой» Тема: «Экспериментирование с почвой». Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем.

Памятка для педагогов при проведении элементарных опытов Использование элементарных опытов ставит перед педагогом такие требования, как: 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного.

Педагогический проект «Мастерская опытов» МАДОУ «Детский сад №6» г. Киришский район Первая группа раннего возраста Проект подготовила и провела воспитатель: Чернелевская В. А. 2016.

Примеры опытов для дошкольников! Опытная мастерская!Дошкольники 3-4 лет:Необходимый инвентарь: синтетическая ткань типа полиэстера (полиамида, бумага, ножницы, блюдце,.

Проект «Мастерская опытов» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект «Мастерская опытов». Автор проекта: Воробьева О. В. Продолжительность проекта: 2 недели. Тип проекта:.

Шоу опытов и экспериментов «Любознайка» — фотоотчетШоу опытов и экспериментов «Любознайка» — фотоотчет Очень интересно в нашем детском саду прошло шоу опытов и экспериментов "Любознайка" Наша вторая младшая группа представила два номера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Естествознание. Проведение опытов с почвой и землёй
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 20:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД