Лучший педагог года

Формирование базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Людмила Коновалова
Формирование базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

«Музыка - самое эмоциональное искусство»

Д. Кабалевский

Мир дошкольника – это мир эмоций, который безграничен. И кроме радости и грусти, существует эмоция страха, гнева, счастья, удивления, восторга, которые являются постоянными спутниками человека. Эмоции характеризуют наши чувства, внутреннее состояние и поступки. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Развитием эмоций необходимо заниматься, так как эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей, которая воспитывает высоконравственные качества личности.

Публикация «Формирование базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Теоретическим основанием моей работы стали научные труды известных музыкантов и психологов :

• Теория о 6 основных базовых эмоциях К. Э. Изард

• Теория развития творческого потенциала личности Е. Л. Яковлевой.

высших художественно – эстетическиз и социальныз эмоцияз, определяющих осознанные формы поведения.

• Теория развития музыкальных способностей Б. М. Теплова о восприятии музыки через эмоцию

• Концепция музыкального воспитания дошкольников О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»,о восприятии музыки как ведущем видом деятельности.

Цель работы музыкального руководителя по формированию базовых эмоций детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы ввести детей через объединение нескольких видов искусств, ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, прожить определенные эмоциональные состояния, выразить эмоцию с помощью движения, пения, мимики, пластики, рисования.

Задачи:

• познакомить детей с основными «базовыми» эмоциями;

• выявить общее эмоциональное состояние ребенка и его самооценку;

• дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные;

• помочь ребенку отрегулировать имеющиеся эмоции (страх, гнев, злобу и т. д., препятствующие его полноценному личностному росту;

• учить различать эмоции по схематическим изображениям;

• учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные виды музыкальной деятельности;

• учить детей слушать и понимать музыку, быть эмоционально отзывчивыми

• разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе ОД музыка.

Первым этап – подготовительный.

• изучение и анализе учебно-методичесой литературы, пособий. Например, программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в которой музыкальные произведения направлены на развитие эмоций;

• подобор и разработка ряда музыкально – дидактических игр (включая игры – драматизации, танцтерапию, логоритмику).

• диагностика детей 5 – 6 лет, с целью выявления исходного уровня развития эмоциональной сферы, а так же выявления наиболее проблемных разделов музыкального воспитания для каждого ребенка.

Второй этап - реализация поставленных задач.

формирование умения слушать музыку внимательно, вслушиваться в нее, высказываться об услышанном.

Для слушания используются музыкальные произведения из программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Музыка подбирается определенным образом, по принципу моделирования эмоций в музыке. После прослушивания все дети учатся выражать свое внутреннее состояние через движение, мимику, пение, игры – драматизации, рисование, беседы. В результате этой работы формируется и расширяется спектр распознаваний эмоций, умение выразить их, прочувствовать, «выплеснуть», т. е. освободиться от отрицательной энергии, регулировать свое поведение и проявлять симпатию, сопереживание друг другу.

• ознакомление детей с музыкальными инструментами, оркестрами (симфонический, народный, эстрадный).

Как пример можно взять симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». Это богатый материал для передачи образов в движении, рисунке. После ознакомления детей со сказкой, можно дать задание детям сценировать ее. Так дети с помощью движений могут передать образ сердитого дедушки, утки, которая, переваливаясь, шагает к луже, веселого мальчика Петю и т. д. На заключительном занятии дети изображают в рисунке понравившихся героев.

формирование умения использовать ритмические и танцевальные движения для воплощения эмоций;

Например: Воспитатель включает музыкальное произведение П. И. Чайковского "Вальс цветов", затем предлагает детям изобразить с помощью движений, как цветы кружатся, разлетаются от порыва ветра, собираются вместе, двигаются друг за другом.

• выявление реакции детей на музыку, закрепление представления о ее характере, умение в игровой форме высказываться о характере музыки.

Например:музыкально-дидактическая игра «Цвет - настроение»

Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связываются с соответствующим настроением музыки : пастельные, светлые тона (голубой, розовый) - с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно - коричневый, темно -синий) - с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) - с решительным, торжественным. Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку (это слово новое для детей, а темно - коричневую - если услышат тревожную музыку. Дети проговаривают новые для них слова: решительная - смелая, тревожная - беспокойная.

формирование представления детей о мире музыкальных звуков и песне, как одним из средств, влияющим на настроение человека;

Например, пение песни «Улыбка» В. Шаинского

формирование эмоционального отклика в игре на детских музыкальных инструментах;

Например: использование народных произведений, такие как веселые плясовые: “Ах, вы сени”, “Камаринская”, музыку спокойного характера, такую как колыбельные.

• развитие эмоциональной экспрессии в музыкально-подвижной игре;

Например, игры «Медвежата», «Кошка и котята», «Обезьянки и тигр», «Аист и лягушата». Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений.

• развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыки не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях и в самостоятельной деятельности ребенка.

Например, во время утреннего приема детей, можно включать такие произведения, как «Улыбка» (В. Шаинского, М. Пляцковского, «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладкова, Г. Остера, которые способствовали созданию положительного эмоционального настроя у ребенка на пребывание в детском саду.

Музыка используется в системе физического воспитания: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках, спортивные праздники. Музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает детей, отмечается подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще.

Третий этап – контрольный. Для определения результатов деятельности нужно вновь провести диагностику, используя следующие критерии:

эмоционально откликаются на музыку,

• умение соотнести содержание музыки с картиной, с ее эмоционально – образным содержанием;

• умение петь эмоционально и чисто в интонационном плане;

• умение выразительно и ритмично двигаться, эмоционально откликаются на данный вид деятельности;

• навык передачи игрового образа через различные формы : пантомиму, мимику, ритмические движения;

• умение распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации;

• проявление способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;

• обогащение словарного запас, обозначающего различные эмоциональные состояния.

Вывод.

С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Литература

Бочкарев Л. Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.-101с.

Данилина Т. А. В мире детских эмоций. – М. : Айрис-пресс, 2007 Ермолаева М. В., Ерофеева И. Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. М., 2010

Изард К. Э. Психология эмоций. / Перев. С англ. –СПб. : Питер, 1999.

Крюкова СВ., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». .- М. : Академия, 2006

Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» – М., 2000,

Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005Ю. Липес «Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях».- М., 2003

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Придумай портрет» В игре могут принимать участие не более 8 человек. Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа.

Родительское собрание по знакомству с эмоциями Тема: Эмоциятерапия. Цель: • знакомство с эмоциями грусти, злости, удивления и радости; • знакомство с играми на развитие эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Опубликовано: 25 апреля 2015 в 14:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД