МААМ-картинки

Формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника

Евгения Хомарова
Формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника

Формирование музыкальной культуры ребенка- дошкольника

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей…

Публикация «Формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Теоретики считают, что музыкальная культура – это сложное комплексное целое, в которое включаются умение ориентироваться в стилях, жанрах и направлениях этого вида искусства, знания о теории и эстетике музыки, вкус, эмоциональная отзывчивость на мелодии, умение извлекать из звука смысловое содержание.

Характеристика и структура музыкальной культуры детей

В наиболее общем виде понятие «Музыкальная культура

ребенка- дошкольника» можно определить как формируемое в процессе накопления познавательного опыта музыкальной деятельности -положительное эмоционально-оценочное, ценностное отношение к музыке, реализующееся в проявлениях самостоятельности и творческой активности.

Таким образом в структуре этого понятия можно выделить три компонента:

познавательный (накопление знаний о музыке, умений, навыков, развитие музыкальных способностей)

ценностно-ориентационный (формирование способности ценить красоту в жизни и искусстве) и

творческий (стремление выразить свое положительное эмоционально-оценочное отношение в проявлениях самостоятельности и творческой активности).

Музыкально-эстетическое сознание личности

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

Эстетическое сознание — самый тонкий и сложный по структуре «слой» сферы ценностных ориентаций человека (Моисей Самойлович Каган-специалист в области истории культуры).

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Основные компоненты музыкальной культуры

При характеристике этого сложного понятия чаще всего рассматриваются следующие компоненты:

• эстетические чувства;

• интересы;

• вкусы;

• представления о красоте.

1. Эстетические чувства предполагают осознанное отношение, признание красоты музыки.

2. Интерес к музыке является одним из проявлений ценностных ориентаций личности. В теории педагогики интерес рассматривается как специфическая направленность личности на деятельность, имеющую субъективную значимость, эмоциональную привлекательность, «личностный смысл».

3. Вкус — это избирательное осознанное отношение к своим впечатлениям.

4. Представления о красоте (эстетические идеалы) вырабатываются в процессе восприятия эталонов красоты — осознанно-прочувствованной деятельности, требующей проявления некоторых суждений и оценок.

Формирование основ музыкальной культуры в дошкольном возрасте

Формирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда,

совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

• Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формирование начал музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры.

Формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника осуществляется через развитие отдельных компонентов музыкальной речи, таких как:

1. Музыкальность, к которой относятся следующие способности:

• эмоциональная отзывчивость;

музыкально-ритмическое чувство;

• мелодический слух;

• репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление;

2. Музыкально-эстетическое сознание, которое включает в себя:

• интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические переживания;

музыкальные предпочтения;

• первоначальные знания в области музыкального искусства.

Развитие компонентов музыкальной культуры

осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах, как:

• слушание музыки

• пение

музыкально-ритмическая деятельность

• игра на детских музыкальных инструментах

музыкально-дидактические игры

• творческая деятельность.

Краткое заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Презентация к уроку искусства в 8 классе «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Презентация к уроку искусство 8 класс «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Учитель музыки и искусства.

Формирование оптимального эмоционального состояния дошкольника перед соревнованиемФормирование оптимального эмоционального состояния дошкольника перед соревнованием Этап психологической подготовки непосредственно предшествующий соревнованию, отличается эмоциональным напряжением разнообразными чувствами,.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника
Опубликовано: 9 января 2023 в 14:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД