Получи документы

Формирование представлений о числе детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори

Елена Гарина
Формирование представлений о числе детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори

Человеческий разум является математическим : он стремится к точности, к измерению, к сравнению. Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие.

М. Монтессори.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Формирование представлений о числе детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М, Монтессори» размещена в разделах

В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению [1, с. 15].

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное – не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания [2, с. 19].

Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори.

В старшей группе у дошкольников начинают углублять представление о числе. Их знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. Для того чтобы дать детям представление о составе числа из единиц, я подбираю такие совокупности, в которых каждый предмет отличается о других. Сначала использую предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо цветом, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, фонариков, матрешек, карандашей, палочек разной длины или толщины; елочек, пирамидок разной высоты и т. п., позднее – предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и др., а так же плоскостные изображения предметов или предметные картинки разных животных, цветов и др.

Наряду с сюжетным использую и бессюжетный материал : модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п.

Далее я составляю группу из однородных предметов, отличающихся качественными признаками (например, 1 фонарик красный, 1 фонарик синий, 1 фонарик зеленый – всего 3 фонарика) или объединенных одним родовым понятием (1 заяц, 1 матрешка, 1 погремушка, 1 автомобиль – всего 4 игрушки, выясняет с детьми, как составлена группа, по сколько в ней предметов разного цвета (разных игрушек и пр.) и сколько из них всего, как получилось 3 (4,5) предмета [3, с. 24].

Дети скорее поймут количественное значение, если параллельно будут рассматриваться состав двух чисел.

Состав каждого числа иллюстрируется не менее чем на двух-трех видах предметов. На первых порах все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, впоследствии – с разными (одни составляют группу из четырех предметов мебели, другие – одежды, третьи – посуды).

Старшие дошкольники непременно должны уметь рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («Одна тарелка, одно блюдце, одна чашка – всего три предмета посуды»).

Конкретные вопросы к детям («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно следует подменять более общими, например: «По сколько ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Как получилось четыре игрушки?». Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, вопросы конкретного и общего характера необходимо задавать в разном порядке. Так, ребенок может начать свое сообщение с того, по сколько разных предметов он взял, а может прежде назвать их общее число.

Для обобщения знаний целесообразны вопросы типа: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число четыре? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число три?» и т. п.

Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. От занятия к занятию дети все больше осознают количественное значение числа.

Математические материалы Монтессори построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать. На этом конкретном материале дети могут решать довольно сложные задачи [4, с. 22].

С помощью зримой и осязаемой десятичной системы, ребенок учится овладевать числом и арифметикой, а, в сущности, делает шаг к овладению миром. Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества. В построении системы материалов и в методике работы с ними мною соблюдаются два важнейших принципа:

• от конкретного к абстрактному;

• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.

Размышляя над логикой и внутренними смыслами упражнений с математическим материалом М. Монтессори, нетрудно заметить, что в основе ее подхода лежит понятие «материализованных абстракций», а сам предмет математики рассматривается, прежде всего, как позиция человека, как способ овладения миром с помощью познания, действия и эмоционального участия [3, с. 65].

Внутренняя логика работы ребенка с материалом такова, что в ней четко определены две качественно различные цели: прямая и косвенная. При этом прямая цель работает на зону актуального развития, а косвенная на ближайшее его развитие.

Математическое образование ребёнка в представлениях М. Монтессори – это единый процесс постижения природы и человеческой культуры. А развитие и совершенствование математического мышления – есть развитие и совершенствование человека в целом.

Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Поэтому выпускники детского сада не будут ждать, когда им дадут какие-нибудь задания или покажут, как надо что-то делать. Они смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. При этом дети легко просят взрослого о помощи. В обычной школе, если ты просишь помочь, значит, ты сам не можешь справиться с заданием. Для детей знающих материалы Монтессори – это удовлетворение любопытства, источник узнавания чего-то нового.

Список использованных источников

1. Арапова-Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 5-7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 126 с.

2. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – 69 с.

3. Монтессори-материал : школа для малышей. Ч. 1. – М. : Мастер, 2012. – 80 с.

4. Новикова, В. П. Математика в детском саду для детей 5-6 лет : конспекты занятий / В. П. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 57 с.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

План работы по самообразованию. Тема «Реализация генндерного подхода в воспитании детей» В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в области «Социализация» поставлена задача – формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о числе детей старшего дошкольного возраста посредством материалов М. Монтессори
Опубликовано: 17 октября 2014 в 15:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД