Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивных игр

Сона Мхитарян
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивных игр

Мхитарян Соня Валерьевна,

МБДОУ «Детский сад №19 «Снежинка» комбинированного вида» (корпус 2,

воспитатель

ППО по познавательно-речевому развитию детей в форме тезисов

с мультимедийным сопровождением «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивных игр»

Проблема внимания и его развития у дошкольников в детской психологии является одной из центральных, так как достаточный уровень развития внимания является условием успешного познания ребенком окружающего мира во всех его существенных связях и закономерностях.

Актуальность выбранной темы объясняется потребностью введения в практику обычных и специальных дошкольных учреждений комплекса мер, позволяющих обеспечить необходимые условия для полноценного развития личности ребёнка. Особенно это интересно для формирования условий, обеспечивающих развитие всех сторон внимания для детей старшего дошкольного возраста.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике.

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность. Наибольший вклад в изучение внимания внесли работы таких исследователей, как В. А. Артемов, П. П. Блонский П. Я. Гальперин, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Д. Ушинский и др. Психолого-педагогические особенности внимания были рассмотрены в работах таких исследователей, как Б. М. Теплов, Р. С. Немов, Л. С. Выготский и др.

Можно выделить следующие особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

Ранняя диагностика различных свойств внимания старших дошкольников является важной для профилактики последующих нарушений в процессе обучения детей.

Исследователи проблемы развития произвольного внимания у дошкольника выделяют конструктивные игры как одно из средств психолого-педагогического воздействия на ребенка. Так как в процессе этих игр, направленных на его развитие, происходит значительное развитие таких важных качеств как сосредоточенность, устойчивость, распределение, объем, переключаемость и концентрация внимания.

Конструктивные игры – это игры, в которых из имеющихся деталей или элементов надо что-то построить, сложить или собрать. Они способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.).

Для изучения особенностей произвольного внимания у детей была проведена работа, состоящая из трех этапов:

1. ДИАГНОСТИКА

2. Целенапрвленная работа по формированию произвольного внимания

посредствам конструктивных игр.

3. ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСИКА.

Целью диагностики было изучение особенностей произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста В соответствии с данной целью были подобраны методики для детей ст. дошк возр., которые перечисляю в презентации.

Результаты диагностики, которые я показала в презентации, показали что, отмечались существенные индивидуальные колебания внимания – выраженная неустойчивость внимания, уменьшен объём внимания, медленный темп, ошибки в решении, неточность восприятия инструкции.

Это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредствам конструктивных игр.

Были подобраны игры по конструированию, разработаны и апробированы НОД по конструированию, направленные на повышение уровня свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Немаловажным условием для строительно-конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Поэтому был выбран этот вид конструктивных игр.

Работа по формированию произвольного внимания у старших дошкольников посредством конструктивных игр проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе было проведена НОД с целью создания установки на сотрудничество. На первом этапе мы вызывали интерес к конструированию, учили детей наблюдать за возведением постройки, за процессом обыгрывания. При этом педагог осуществлял все конструктивные и игровые действия.

На основном этапе было проведено НОД по конструированию с целью формирования произвольного внимания у старших дошкольников. На данных НОД я использовала такие конструктивные игры как «Гараж», «Мост», «Город», «Дом», «Грузовые машины».

Показ способов действия в ходе НОД по конструированию играло важную роль в формировании произвольного внимания детей. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения, им эти способы нужно показывать и объяснять. Мои объяснения, уточнения, рассказ были эмоциональными, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей. Таким образом, словесные указания являются важным средством в организации внимания. (Пример: На НОД по теме «Гараж с двумя въездами» воспитатель поясняет, как необходимо строить гараж, подробно описывая и объясняя свои действия, попутно задавая детям вопросы, для чего, по их мнению, необходима та или иная деталь конструктора.)

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимо отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности. Поэтому мною давалась чёткая инструкция перед выполнением задания. (Пример: На НОД по теме «Что нам стоит мост построить» воспитатель четко говорит, что кому нужно строить: Юля, Ренат строят мост высокий с двумя крутыми спусками, Даня,Катя строят мост высокий, но с пологими спусками, Лёня, Варя построят мост с крутым и пологим спусками»).

Словесные приемы я использовала и в процессе уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п.

На НОД я также использовала наглядные методы: использование графической схемы, рисунка, показ образца готовой постройки, выполненной воспитателем, с последующим анализом входящих в нее элементов, что показываю в презентации.

В ходе формирования произвольного внимания дошкольников большое место занимали игровые методы и приемы, которые поднимали интерес у детей к содержанию обучения, обеспечивали связь познавательной деятельности с игровой: нпр. дидактические игры «Чудесный мешочек», загадки и т. д., а также для достижения наилучших результатов очень помогла работа с родителями, взаимосвязь детей, родителей и педагога.

С целью проверки эффективности влияния конструктивных игр в формировании произвольного внимания у старших дошкольников мною была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же диагностических заданий, что и на первой диагностике для изучения особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе проведения диагностики у детей отмечалось повышение устойчивости внимания, средний темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач, понимание инструкции педагога. Многие дошкольники могли концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время. А также повысились объем внимания, скорость запоминания и воспроизведения информации.

Результаты повторной диагностики представлены в презентации на диаграмме.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что у дошкольников стали заметны незначительные нарушения произвольного внимания, дети стали способны организовать в значительной степени свое внимание на деятельности и запоминать инструкции педагога, во многом сформировались операции сравнения, обобщения, повысился уровень развития общей и мелкой моторики. Дети стали способны организовать в значительной степени свое внимание на деятельности и запоминать инструкции педагога.

Таким образом, конструктивные игры способствуют формированию произвольного внимания у старших дошкольников.

Прикреплённые файлы:

mbdou-19-snezhinka-mhitarjan-s-v_em67t.ppt | 1341 Кб | Скачан: 301
 
Публикации по теме:

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Презентация на тему «Приобщение к занятиям спортом старших дошкольников в ДОУ и семье» Уважаемые коллеги! Проблема спортивного воспитания детей дошкольного возраста многие десятилетия оставалась без должного внимания, поэтому.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивных игр
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 18:31
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...