МААМ-картинки

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР (8 фото)

Светлана Мамедова
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение слоговой структуры слов – это дефект речевого развития, характеризующийся трудностями в произношении слов сложного слогового состава.

Публикация «Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

По мнению Р. Е. Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция звука. Формирование «звукового наполнения слогового контура слова» связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения. Она также считает, что, несмотря на системные связи фонетики, лексики, грамматики, каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности. В частности, воспроизведение слоговой структуры слова опирается на рядообразование.

Работу по формированию слоговой структуры слов можно сравнить со спиралью или «улиткой» : продвигаясь понемногу от глубинных слоёв доречевых компонентов общения, а также пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности ребенка, к уровням гласных звуков, слогов и слов, мы выводим ребенка на уровень полноценного самостоятельного речевого общения.

Поэтому коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов строится поэтапно, и основной её целью является развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Первый этап - подготовительный, на котором как раз и происходит развитие чувства ритма, подготовка к восприятию ритмической структуры слова. Второй этап - коррекционный – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка.

Чтобы работа над формированием слоговой структуры слова была более успешной, нужно начинать с развития динамических и ритмических компонентов, а также пространственных представлений. Для этого используются:

• Различные упражнения на развитие оптико-пространственной, сомато-пространственной и временно-пространственной ориентации. Например, предлагаю детям следующие задания:

- «Прятки», логопед прячет игрушку, ребенок объясняет, где она спрятана.

- «Робот», ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции логопеда («Робот идет вперед, стоп, направо, стоп» и т. д.).

- При закреплении сомато-пространственной ориентации необходимо уточнить с ребенком, где у него находится левый мизинец, правый локоть, левое ухо и т. д. После этого можно предлагать задания на выполнение «перекрестных» движений, например: «Покажи правой рукой левую щеку» и т. п.

- «Зеркало», логопед молча выполняет движения, ребенок повторяет за ним зеркально.

- «Испорченное зеркало», логопед выполняет движения, а ребенок повторяет, избегая зеркальности.

- Для развития временно-пространственной ориентации используются упражнения по темам «Времена года», «Части суток», «Вчера – сегодня – завтра».

Для формирования таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний, важных понятий при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры, использую дидактическую игру по мотивам русской народной сказки «Репка» (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? И т. д.) . С этой же целью применяю дидактические игры «Поезд» и «Домик», «Что сначала, что потом?» (ребенок по заданию логопеда выставляет игрушки «Поставь сначала матрешку, потом котенка, в конце собачку», а потом логопед задает вопросы; вариант - ребенок выполняет несколько действий по заданию логопеда, а далее объясняет, что он делал сначала, а что потом).

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

- формирование общей координации движений под ритмическую музыку (маршировка, легкий бег, ходьба, динамические паузы);

- артикуляционные упражнения на удержание динамических программ – многократное самостоятельное повторение ребенком действия после показа логопеда (открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т. д.);

- упражнения на развитие динамического праксиса рук – выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь);

- упражнения на развитие реципрокной координации рук (функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук) – выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).

Графические упражнения на переключение:

- «Продолжи ряд»,

- «Найди лишнюю фигуру»,

- упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве:

«Нарисуй палочку, нарисуй круг справа от палочки, квадрат в круге и т. д.»,

- «Кукольный домик».

• Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков:

- «Где звенит?», ребенок сидит на стуле, глаза могут быть открыты, а могут быть закрыты (в зависимости от возможностей ребенка); логопед звенит в колокольчик перед ребенком, над или за ним, под стулом, сева, справа; ребенку нужно правильно сказать, где звенит.

- «Угадай, на чем играю»

- «Сколько раз ударила в барабан?»

- компьютерная игра «Говорим правильно», которая также способствует развитию слухового внимания, слуховой памяти и слухового гнозиса.

• Упражнения на развитие ритмических навыков, чувства ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом, использование музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона);

- «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике, предметов на карточке»,

- «Выложи столько палочек, сколько раз я хлопнула»,

- «Повтори за мной без ошибки»,

- «Что за стук?» - узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами.

Таким образом, в подготовительный период ребенку предлагаются задания на невербальном материале.

Далее следует коррекционный этап, на котором ребенок учится воспроизводить ритмические доли в собственной речи сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи. На данном этапе коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней:

• Уровень гласных звуков. На данном уровне использую упражнения с элементами дыхательной гимнастики: вдох через нос, выдох через рот с произнесением гласного звука, сначала одного, затем постепенно количество гласных увеличивается до трех – четырех.

Также предлагаю детям задания типа «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике», «Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши», «Произнеси звук в соответствии с ритмом, который отстукивает логопед».

В своей работе применяю зрительные и жестовые символы гласных звуков, которые предложили Ткаченко и Большакова. Каждый символ соотносится с артикуляцией гласного звука. Предлагаю детям задания на пропевание серий звуков с опорой на зрительные и жестовые символы звуков и без опоры (на одном выдохе, плавно или отрывисто, громко или тихо, чередуя громкость в пределах одного ряда, быстро или медленно, с выделением ударного звука). Также предлагаю угадать, символ какого гласного звука показывает логопед, загадать ряд звуков и показать их при помощи жестовых символов. Кроме того, применяю слуховые и зрительные диктанты, задания, в которых ребенок читает или записывает буквенный ряд.

• Уровень слогов. На этом уровне можно предлагать детям различные задания типа:

- «Намотай ленточку на палец» с одновременным произнесением цепочки слогов.

- «Волшебный сундучок» - произнести столько слогов, сколько шариков в сундучке; положить в сундучок столько шариков, сколько слогов произнес логопед.

- «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем той же руки произносится один слог; проговаривание цепочки слогов с одновременным соприкосновением большого и указательного и большого и среднего пальцев руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами).

- «Цветочная полянка» : «Произнеси столько слогов, сколько цветочков» (пчелка перелетает с цветка на цветок).

- «Скажи на один слог больше (меньше, чем я».

- Повторение за логопедом, чтение серии слогов, придумывание слогов к схеме.

• Уровень слова. При проведении упражнений учитываю как уровень речевого развития ребенка, так и классификацию Марковой, выделяющей 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

«Длинное – короткое» - логопед произносит слово и предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое, и положить соответствующую фишку.

«Отхлопай слово» - логопед кладет перед ребенком картинку и предлагает положить столько фишек, сколько слогов в слове.

«Поезд» - ребенок распределяет картинки по вагончикам в зависимости от количества слогов.

«Домик» - ребенок распределяет картинки по этажам в зависимости от количества слогов.

«Соедини слова» - ребенок соединяет попарно картинки в зависимости от количества слогов в них.

«Найди лишнее слово» - среди предложенных картинок ребенок выделяет лишнюю по количеству слогов.

«Собери команду» - пред ребенком набор картинок с односложными, двухсложными и трехсложными словами, которые ребенок делит на группы.

«Сложи слово» - складывание разрезанных картинок с записанными на них слогами, чтение слова.

«Придумай словечко» - ребенок придумывает слово на заданный ритмический рисунок.

Изучение данной проблемы позволяет установить границы доступного для каждого ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения, применять дидактический и речевой материал в зависимости от выявленной степени нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае.

Использованная литература:

1. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. -- М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 48 с. (Практическая логопедия).

2. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. – М. : 2004.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. – Екатеринбург, 1998.

4. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова :

логопедические задания. М. : ТЦ Сфера, 2007.

5. З. Е. Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001.

6. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Картинный материал для проведения игр.

7. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2007.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
Как известно у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение Слоговая структура речи слоговой структуры слова Нарушение слоговой структуры слов это дефект речевого развития характеризующийся трудностями в произношении слов сложного слогового состава Публикация Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР размещена в разделах ОНР Общее недоразвитие речи Слог Слоговая структура речи Темочки По мнению Р Левиной слоговая структура является генетически более ранним образованием чем фонематическая функция звука
Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип — трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Логопедическое занятие слоговой состав слова «Осень» для детей 1 класса с ФФН Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез слов. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м. р. и ж. р. Лексическая.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков " с использованием дидактических игр в коррекционной.

Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 11:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД