МААМ-картинки

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возрасте в процессе ознакомления с окружающим миром

татьяна волобуева
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возрасте в процессе ознакомления с окружающим миром

В энциклопедической литературе даются различные определения понятия «труд». Вместе с тем, практически все они сводятся к такому его пониманию, как «целесообразная деятельность человека, содержанием которой является преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества» [5].

Рассматривая труд как вид человеческой деятельности, философы и социологи трактуют данное понятие достаточно широко и в различных аспектах. Так, Гегель считал, что в труде проявляются все формы реализации духа, а, значит, любая деятельность является процессом самоосуществления человека, его трудом.

Публикация «Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возрасте в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах

Представитель классической политэкономии К. Маркс толковал труд как производительное расходование человеческих ресурсов (мозга, мускулов, нервов, рук и т. д.) и определял следующую структуру труда : целесообразность, предметы и средства труда [2,c.35].

Рассматривая проблему формирования трудовых навыков у детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе труд ребёнка относят к необязательному или ситуативному виду деятельности, т. к. все структурные компоненты деятельности требуют поддержки и помощи окружающих людей [6, c.220].

Так, Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина считают, что составляющими детского труда являются умения в самообслуживании, хозяйственно-бытовой деятельности, действий в природе, при включении в доступный труд взрослых. При таких видах деятельности у дошкольников вырабатываются умения видеть мотив, цель и результат, понимать значимость труда, свойства окружающих предметов и окружающей действительности. Именно таким образом труд способствует умственному, физическому и нравственному развитию каждого ребёнка[3, c.156].

В. Г. Фокина систематизировала основные виды труда, которые посильны детям в дошкольном возрасте :

- самообслуживание и бережное отношение к предметам быта;

- хозяйственно-бытовой труд и развитие хозяйственных трудовых навыков;

- труд в природе и посильное участие в работе на участке, огороде, по уходу за комнатными цветами и животными и т. д. ;

- ручной труд (изготовление простейших поделок) [3]

Формирование основных трудовых навыков у дошкольников происходит через усвоение детьми системы знаний о предметах, средствах и процессах трудовой деятельности сверстников и взрослых, наблюдение за профессиональной деятельностью родителей, выполнением простейших видов труда по самообслуживанию, дежурству, уходу за цветами и животными и т. д.

Важным компонентом формирования трудовых навыков является приучение детей к выполнению творческих заданий и проектов, адекватных по своему содержанию дошкольному возрасту.

Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

- подчеркивают общественную значимость труда;

- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

- постепенно расширяют самостоятельность детей;

- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

- направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий [4, c. 638].

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и желают сами принять участие в трудовой деятельности. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Но воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

В периодических и научных изданиях описано много способов данного процесса, которые также заложены в образовательных программах дошкольных учреждений. Систематизируем их:

1. Специально организованный показ разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

2. Непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами:

а)естественность и значимость производимой деятельности;

б) допустимость с общепедагогической и гигиенической точки зрения;

в) разделение функций между детьми и взрослыми.

Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.

3. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим миром как фактор создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста.

4. Создание оптимистического настроя на сам трудовой процесс и на его результаты[6, c.220].

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на формирование трудовых навыков у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром положительно влияет ряд факторов. Среди них важную роль играют, помимо количественных, интегративные показатели: наличие знаний и представлений о труде взрослых и его социальной значимости, развитие мотивации к труду, создание комфортной эмоциональной атмосферы, приемы педагогического взаимодействия с детьми и их родителями.

Практическая работа по подтверждению выдвинутой гипотезы проведена на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» г. Старый Оскол (МБДОУ «ДС №11»).

Вся деятельность включала в себя три этапа: констатирующее, формирующее и контрольное исследование.

Согласно логике исследования мы систематизировали критерии уровней сформированности трудовых навыков у старших дошкольников по трем направлениям:

1. Мотивация практической работы по уходу за комнатными растениями.

2. Собственно практическая работа, когда ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и дать объяснение, почему он выбрал именно эти растения

3. Рассказ о последовательности трудовых действий и объяснение необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить.

По имеющимся квалиметрическим данным таблицы 2.3. и рисунка 2.3. можно сделать следующий вывод: высокий уровень сформированности трудовых навыков имеют 12,5% старших дошкольников, когда дети самостоятельно рассказывают, объясняют последовательность трудовых действий. Средний уровень сформированности навыков объяснения трудовых действий показывает 37,5% старших дошкольников. Они раскладывают картинки в нужной последовательности и объясняют порядок действий, выражают эмоции о качестве выполненной работы и её привлекательности для них. Низкий уровень сформированности трудовых навыков демонстрирует 50% воспитанников группы, которые находятся в проблемном поле, т. к. не могут спланировать последовательность трудовых действий, объяснить их необходимость и не проявляют особой заинтересованности

В целях привития первоначального навыка трудовой деятельности мы использовали традиционные приёмы самообслуживания. Каждый ребёнок в группе имеет своё поручение по уходу за цветами, заполнению календаря природы, здоровому образу жизни. Вначале воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что даёт возможность усложнять требования, например, учить их заворачивать рукава.

В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Воспитатель учит малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определё нную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании картинок. Чтобы описанные навыки закреплялись в игре, как ведущей деятельности ребёнка, мы провели театрализацию сказки «Мойдодыр».

Для повышения уровня сформированности трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение процесс ознакомления с трудом взрослых. Это составляет второй этап развития трудовых навыков – частично умелой деятельности. С этой целью мы использовали: встречи с родителями, которые рассказывали о своей работе на тепличном комбинате «Металлург», экскурсию в городской парк, где посмотрели процесс листопада и деятельности рабочих по подготовке деревьев к зиме, наблюдения за природой во время прогулок на природу, читали детские рассказы И. Туричина «Человек заболел»; рассказыБ. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик».

Для проверки эффективности разработанных нами мероприятий был проведён контрольный этап нашего исследования. Старшим дошкольникам были предложены аналогичные задания, представленные в констатирующем исследовании.

Высокий уровень имеют 50% старших дошкольников - дети самостоятельно рассказывают, объясняют последовательность трудовых действий; средний уровень имеют 43,75% старших дошкольников – дети раскладывают картинки в нужной последовательности и объясняют; низкий уровень имеют 6,25% старших дошкольников – дети не могут спланировать последовательность трудовых действий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный и проведенный нами комплекс занятий по формированию трудовых навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром подтвердил свою эффективность.

Таким образом, проведённая практическая работа по развитию трудовых навыков у старших дошкольников демонстрирует эффективность таких формирующих действий, как ролевые и дидактические игры, практические занятия, коллективные творческие дела, чтение литературы, выполнение посильных трудовых заданий по самообслуживанию, дежурству, работе на участке и в группе.

Все контрольные показатели находятся в поле улучшения, и при продолжении целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста позволят расширить и закрепить их трудовые навыки, а также подготовить детей к обучению в школе.

Список литературы

1. Божович, JI.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: хрестоматия / Л. И. Божович // Психология развития. - СПб: Питер, 2011. – С. 227-271.

2. Гегель, И. Философия природы / И. Гегель // Энциклопедия философских наук. — М. : Мысль, 1975. — Т. 2. — С. 35 – 36.

3. Корзакова, Е. И. Труд в природе // Воспитание дошкольника в труде / Е. И. Корзакова, В. Г. Фокина, под ред. В. Г. Нечаевой. – М. : Просвещение, 2004. – 156 с

4. Ушинский, К. Д. Вопросы воспитания. В 2-х т., Т. 1. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский - М. : Просвещение, 2013. – 638 с.

5. Философский энциклопедический словарь / сост. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М. : Советская энциклопедия, 1993

6. Ясенева, Н. А. Воспитывая трудолюбие / Н. А. Ясенева, А. С. Кательникова, Н. А. Андросова // Науч. исслед. : от теории к практике. – 2015. – Т. 1, № 4 (5). – С. 219 - 220.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья»Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Конспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗКонспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗ Цель: дать общие представления о строении птиц (у птиц две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, хвост, тело покрыто перышками); о размере.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возрасте в процессе ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 19:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД