Папки-передвижки

Формирование у педагогов ДОУ потребности в профессиональном самовоспитании

Коробкова Наталья
Формирование у педагогов ДОУ потребности в профессиональном самовоспитании

Пoвышeниe кaчeствa дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации. Под качеством профессиональной деятельности педагога понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. Так результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками - детьми, родителями, педагогами.

Публикация «Формирование у педагогов ДОУ потребности в профессиональном самовоспитании» размещена в разделах

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления образовательной деятельности, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования, включают в себя следующие умения и способности. Это и готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных умственных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Это и умение владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Это и владение ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В связи с вступлением в действие «Профессионального стандарта педагога» важнейшими требованиями к личности педагога являются профессиональная мобильность, способность к постоянному профессиональному самовоспитанию и самосовершенствованию. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Поэтому мы решили изучить уровень потребности в самовоспитании у педагогов. Для этого был подобран диагностический материал: диагностика «Изучение уровня профессионального самовоспитания» Маралов В. Г., «Мотивация на профессиональное самовоспитание» Маралов В. Г. Цель данных диагностических методик выявить уровень профессионального самовоспитания у педагогов, его динамику. По результатам диагностики мы выяснили: педагогов с высоким уровнем профессионального самовоспитания 19%, у них происходит активное самовоспитание. Педагогов со средним уровнем профессионального самовоспитания - 32%, у них отсутствует сложившаяся система самовоспитания, ориентация на развитие зависит от условий. Педагогов с низким уровнем профессионального самовоспитания - 49% - это означает, что система самовоспитания отсутствует полностью или самовоспитание остановилось на начальном этапе. Следовательно, у большинства наших педагогов потребность в профессиональном самовоспитании практически не сформирована, находится на низком уровне. Это привело к необходимости проведения организационно - методической работы по развитию потребности в профессиональном самовоспитании у педагогов и разработки модели развития кадрового ресурса детского сада, которая была построена по результатам внутренней и внешней оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

Внутренняя оценка проводится заведующим и наиболее квалифицированными педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения. Внешняя оценка осуществляется представителями родительского комитета, общественности, департаментом образования.

Основными критериями внутренней оценки качества профессиональной деятельности педагогов нашего ДОУ являются :

- мониторинг непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

- ведение портфолио педагога;

- «рейтингование» педагогов (на основе ежемесячных экранов учета активности педагогов);

- психолого-педагогическая оценка ( такие как: анкетирование педагогов по методике В. И. Зверевой, Н. В. Немовой, тестирование педагогов «Ваш творческий потенциал» и др.);

- аттестация педагогов.

Исходя из анализа кадров детского сада и задачи программы развития ДОУ, нами был составлен план мероприятий, направленный на развитие профессионального потенциала педагогического коллектива.

В план были внесены мероприятия, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: это консультации, взаимопосещения, наставничество, коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов; самообразование педагогов, психологические тренинги, творческие недели педагогического мастерства, мастер-классы, семинары-практикумы, участие в работе педагогического марафона, выполнение поисково-творческих заданий, педагогические квесты, обобщение опыта работы.

Воспитателям были даны рекомендации по разработке портфолио. Основным разделами в портфолио являются:

1. «Введение» : воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные.

2. «Портрет воспитателя» : включает эссе «Я и моя профессия».

3. «Папка профессиональных достижений» : включает доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, самоотчет о результатах работы за учебный год, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений : аналитических, прогностических, рефлексивных.

4. «Папка подтверждающих документов» : содержит сертификаты об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, дипломы и свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, стажировок, о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию образовательной или общественной деятельности.

5. «Папка достижений воспитанников» : включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах.

Портфолио анализируется заведующим, старшим воспитателем и членами комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда не реже 2 раз в год.

В ДОУ утвержден перспективный план аттестации и курсовой переподготовки педагогических работников на календарный год, мониторинг прохождения курсов повышения квалификации отслеживается старшим воспитателем. На основе заполненных ежемесячных экранов учета активности педагогов – проводится «рейтингование» педагогов, которое позволяет выявить не только активность участия педагога, но и изучить динамику изменения результатов деятельности конкретного педагога, выявить позитивные и негативные тенденции в работе педагогов; получить полную информации о результатах деятельности как отдельного педагога так и всего педагогического коллектива в целом.

Используя все вышеперечисленные критерии внутренней оценки качества профессиональной деятельности педагогов, мы получили следующий результат целенаправленной работы. Обобщены 5 опытов работы педагогов на уровне ДОУ, готовится опыт работы для внесения в городской банк данных. Педагоги МБДОУ д/с № 54 принимают активное участие и побеждают в профессиональных конкурсах и мероприятиях различного уровня: Всероссийский конкурс «Дорога в профессию» - 2 педагога участника, 1 педагог - призер; Всероссийской профессиональный конкурс «Крылья» - победитель, «Педагогический дебют» - участник, лауреат Всероссийского творческого марафона «Путь к знаниям», участники IV регионального конкурса «Ступени педагогического мастерства учителя музыки». Результатами качественной работы педагогов является их участие совместно с воспитанниками и родителями в детских конкурсах различного уровня, где так же неоднократно они становились победителями и призерами. Участие в профессиональных конкурсах способствовало самореализации, формированию позитивной самооценки педагогов, а также обеспечило обогащение их профессиональной деятельности актуальным педагогическим опытом.

В результате плодотворной работы на сегодняшний день:

из 16 педагогов - аттестовано 13 педагогов – 81%.

12 педагогов имеют первую категорию - 75%

1 педагог– высшая категория– 6%.

- Расширены профессиональные интересы, способствующие развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации, самостоятельности и взаимодоверия.

- Все педагоги овладели информационно-коммуникационными технологиями, активно используют медиа-ресурсы в организации образовательной деятельности с дошкольниками, владеют ИКТ - технологиями, создают презентации, пособия, наглядно-дидактический материал для работы с детьми, буклеты, памятки, активно используют глобальную компьютерную сеть, интернет ресурсы. Материалы педагогической деятельности размещены на индивидуальных сайтах педагогов, а так же на социальной сети работников образования, портале МААМ,ru и сайте МБДОУ д/с № 54.

- У педагогов ярко выражен интерес к инновациям, они являются активными участниками творческих групп, показывают мастер-классы, активно участвуют в ГМО, в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах.

- Повысился уровень корпоративной культуры, который проявляется: в восприятии себя как субъекта, чья профессиональная – трудовая деятельность влияет на общую трудовую деятельность ДОУ; в добросовестном отношении к своим обязанностям как норме поведения сотрудника ДОУ.

- Улучшился психологический климат в коллективе.

Все это нашло отражение и в стимулирующей части заработной платы, так увеличилась стоимость балла, а соответственно и заработная плата педагогов.

Литература:

1. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М. : Академия, 2004. - 256с.

2. Маркова, В. В. Формирование потребности в профессионально-нравственном самосовершенствовании педагога/ В. В. Маркова // Педагогическое образование и наука. - № 5.-2004. - С. 53-59.

3. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов - М. : ВЛАДОС, 2007. - 560с.

Публикации по теме:

Формирование интереса педагогов ДОУ к техническому творчеству через лего-конструированиеФормирование интереса педагогов ДОУ к техническому творчеству через лего-конструирование При организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях необходимо включать работу по формированию.

Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования Народная.

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на улице» Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра» Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) - это неравномерное развитие психики с.

Консультация для воспитателей «Формирование потребности в труде — как важнейшей потребности в жизни» ГКУ СО КК «Успенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Выступление воспитателя отделения диагностики и социальной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с ТНР» Цель: Повышение мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыми.

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Презентация «Формы работы старшего воспитателя по развитию потребности педагогов к саморазвитию» Презентация "Формы работы старшего воспитателя по развитию потребности педагогов к саморазвитию" "Со мной работали десятки молодых педагогов.

Семинар для педагогов ДОУ в форме круглого стола «Введение ФГОС в ДОУ» Категория слушателей: педагоги ДОУ План семинара: 1. Ключевые моменты содержания ФГОС дошкольного образования по разделам 2. Практическая.

Консультация для родителей «Формирование потребности в художественно-творческой самореализации детей 5–7 лет» В статье рассматриваются проблемы творческого развития ребенка и формирования потребности в художественно-творческой самореализации, учитывая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у педагогов ДОУ потребности в профессиональном самовоспитании
Опубликовано: 11 января 2018 в 15:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД