Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх (1 фото)

Наталия Сорокина
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

Сорокина Наталия Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 25 Калининского района г. Санкт-Петербург.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Воспитатели учитывают этот интерес и создают условия, которые помогают расширить знания детей в этой области. Знакомство детей с миром элементарной математики происходит интергированно во всех образовательных областях и во всех видах деятельности детей: на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время экспериментальной деятельности, физкультурных и музыкальных занятий.

Но когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. Именно поэтому особое значение в ДОУ придаётся созданию развивающей предметно-пространственной среды, так как ведущий вид деятельности дошкольника - ИГРА. Существует великое множество дидактических и настольно-печатных игр, помогающих познакомить детей с математическими понятиями. Но хочется более подробно остановиться на одном из главных видов игровой деятельности - сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях отражают свой личный опыт и знания, полученные на занятиях, в семье, в общении.

Рассмотрим сюжетно-ролевые игры как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников. Как же организованная работа по математическому развитию детей в сюжетно – ролевых играх будет способствовать повышению уровня математического развития детей? В этом нам поможет насыщенная, разнообразная предметная среда, которую можно создать для каждой сюжетно-ролевой игры. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры, они получают удовольствие от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.

Семья.

Кукольная посуда и тканевые салфетки. Эти атрибуты помогут формированию представлений о цвете, размере и форме. Воспитатель в процессе игры предлагает подобрать салфетку и посуду по цвету и размеру. Можно посчитать, сколько кукол посадили за стол и сколько нужно для них тарелок, сколько тарелок не хватает и т. д.

Можно использовать алгоритмы сервировки стола: карточки с обозначениями столовых принадлежностей. Например, синий квадрат — салфетка синего цвета, желтый большой круг — желтая тарелка, маленький красный прямоугольник — красная кружка. Вариантов таких алгоритмов можно составить великое множество, что очень разнообразит игру и поможет ребенку закрепить представления о цвете, форме, размере, способствует развитию логического мышления.

Муляжи конфет, овощей и фруктов также пригодятся для закрепления представлений о счете, форме и величине. Сколько нужно конфет, чтобы всем хватило? Сколько не хватает? Интересным атрибутом могут стать муляжи продуктов, которые можно делить на части (наборы «разрезных» продуктов на липучках). С их помощью дошкольник усваивает понятия «часть — целое». Для сюжета «Готовим обед» также можно изготовить алгоритмы приготовления еды.

Кукольная одежда. С её помощью закрепляются представления о цвете, размере. Например, большой кукле надо большое платье, а маленькой кукле — маленькое.

Гости.

Один из сюжетов игры «Семья» - это сюжет «Идём в гости» или «Встречаем гостей». Для этих сюжетов нужны разноцветные коробки разной величины и формы. Они так же помогают детям закрепить в игре представления о форме, величине, цвете.

Парикмахерская, салон красоты. [/u]

Одними из немаловажных атрибутов для этой игры являются заколки, резинки, альбом с причёсками. Как можно их использовать для формирования математических представлений? Парикмахер в беседе с клиентом интересуется, какую прическу сделать: с длинными волосами или короткими, на какую сторону причесать, сколько сделать хвостиков или косичек,с какой стороны прикрепить заколки и т. д.

Поездка на транспорте.

Дети с удовольствием трансформируют окружающую среду для своих игр. И вот уже стулья превратились в автобус (поезд, троллейбус и т. д.) Формированию математических понятий в таких играх помогут «билеты» с изображением геометрических фигур разных цветов, карта маршрута транспорта по группе (ориентировка в пространстве, «деньги» для покупки билетов (счёт).

Больница, поликлиника, аптека. [/u]

В нашей группе для этих игр была изготовлена аптечка. В хозяйственном магазине была куплена настольная этажерка с выдвижными ящичками. Вместе с детьми были изготовлены картонные прямоугольники с изображением геометрических фигур разного цвета, формы, величины. Доктор мог выписать рецепт с определенными лекарствами (например, две большие синие таблетки или пять маленьких красных таблеток). так же были изготовлены коробочки и баночки с геометрическими фигурами разного цвета и количества из плёнки-самоклейки.

Для сюжета «Окулист» пригодится таблица для проверки зрения с геометрическими фигурами разной величины и карточки – схемы гимнастики для глаз.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Строитель.

Различные виды конструкторов, макеты домов, чертежи домов, схемы построек способствуют формированию знаний об объемных геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятий «справа — слева-вверху-внизу». Совершенствуется счёт: дети при рассматривании схем считают, сколько нужно деталей конструктора. Также важно, чтобы у детей была возможность зарисовывать свои собственные постройки.

Магазин.

Развивающая среда для этой игры очень богата и разнообразна. С помощью «денег» для покупок ребенок закрепляет состав числа, счёт. С помощью различных товаров (салфетки, одежда, разной формы и цвета, посуда, продукты и т. д.) закрепляются форма, размер, умение сравнивать, группировать. Например, можно попросить ребенка разложить товар на полке по величине. С помощью весов дети усваивают понятие веса, учатся сравнивать предметы (тяжёлый — лёгкий, использовать меры веса.

Ателье.

В данной сюжетно-ролевой игре дети действуют с различными кусочками ткани, ленточками разной длины и ширины, с пуговицами разного размера и цвета. Это помогает им учиться сравнивать предметы, группировать их по определенным признакам. Например, разложить пуговицы по размеру или подобрать две ленты одинаковой длины.

Мы рассмотрели некоторые сюжетно-ролевые игры. Богатство и разнообразие сюжетов, в которых дети обыгрывают свои впечатления и знания, даёт возможность педагогу создать насыщенную предметную среду, способствующую развитию детей. Таким образом, становится понятно, что сюжетно-ролевая игра дает возможность детям использовать, закреплять и уточнять математические представления, полученные в процессе накопления жизненного опыта, совместной деятельности со взрослыми или непосредственной образовательной деятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка.

Конспект занятия с использованием сюжетно-ролевых игр на закрепление нравственных представлений у детей дошкольного возраста Игра - Мы едем в транспорте Программное содержание: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать.

Дидактическое панно для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Морское дно»Дидактическое панно для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Морское дно» Дидактическое пано "Морское дно" Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений в процессе сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе Образовательная область: «Социально-коммуникативная». Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная. Цель: формирование.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктораФормирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора Актуальность темы исследования. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность.

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха Формирование элементарных математических представлений в конечном счете есть лишь средство умственного развития ребенка, его познавательных.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Опубликовано: 23 декабря 2015 в 21:43
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД