МААМ-картинки

Функции старшего воспитателя по организации процесса формирования педагогического коллектива единомышленников

Некрасова Татьяна Александровна
Функции старшего воспитателя по организации процесса формирования педагогического коллектива единомышленников

Развитие образовательного учреждения – это, прежде всего, развитие педагогов распределение ответственности на многих, когда не надо стоять за спиной у каждого педагога. Это умение старшего воспитателя выиграть время для решения стратегических задач, направленных в будущее, не погружаясь целиком в изматывающую и поглощающую время каждодневную текучку.

Публикация «Функции старшего воспитателя по организации процесса формирования педагогического коллектива единомышленников» размещена в разделах

Старший воспитатель, как администратор, должен выполнять и соблюдать определенные функции по формированию коллектива единомышленников. Основной набор управления состоит из пяти (5) функций :

Планирование;

Организация;

Подбор и расстановка кадров;

Координация;

Контроль.

Но говоря непосредственно о процессе формирования педагогического коллектива единомышленников, будут рассмотрены лишь следующие функции :

- Сбор информации;

- Координация;

- Мотивация.

Сбор информации

Как и любой менеджер, старший воспитатель должен иметь «обязательный минимум» о тех людях, которыми он управляет, об их взаимодействиях и связях, о состоянии, ходе и развитии тех процессов, звеньев, участков дошкольного образовательного учреждения, за которые он отвечает и на которые пытается оказывать управленческие решения.

Уникальное, недоступное технике умение человека быстро ориентироваться в сложной ситуации может быть реализовано лишь тогда, когда он обладает достаточной квалификацией, и у него под руками имеется необходимая информация. Информация о состоянии дел в управляемом объекте – это «хлеб управления», без которого управленческий процесс осуществляться не может, ибо в любой самоуправляемой системе он обязательно связан с циркуляцией последней.

Создание такого «информационного сервиса» - главная задача построения системы управления и создания коллектива единомышленников.

Журналист И. Васильев, характеризуя процесс управления, ориентированный на человека писал: «Если вперед выдвинуть человека, а за его плечами – дело, тогда с объективной неизбежностью выйдет на первый план педагогическая функция руководителя. Практически, это означает, что руководитель организует полноправную жизнь коллектива, при которой человеку хочется сделать свое дело наилучшим способом».

А для того, чтобы осуществить этот педагогический аспект, менеджеру необходимо знать очень многое о людях, с которыми он сотрудничает, а это в свою очередь, требует огромного массива информации о развитии детей от группы к группе, о взаимоотношениях педагогов, об отношениях педагогов, детей и родителей и т. д.

Координация

Многие специалисты-управленцы считают, что координация это самостоятельная функция управления. Но Ю. А. Конаржевский, автор книги по управлению школой, придерживается точки зрения американских ученых Г. Кунца и С. Данелла, которые в своей книге «Управление – системный и ситуативный анализ управленческих функций» убедительно доказывают, что координация – это не функция, а основа управления, т. к. достижение гармонии отдельных усилий, направленных на осуществление групповых целей, является главной целью управления в социальных системах вообще, а особенно в социально-педагогических.

Нередко координацию объединяют с регулированием или ставят знак равенства между ними. С этим тоже нельзя согласиться, ибо регулирование – это упорядочивание, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами, требованиями. Этот процесс чаще всего связан с отдачей управленческих распоряжений по частным вопросам, с так называемым текущим распорядительством.

Координация – это совершенно своеобразная профессиональная основополагающая деятельность старшего воспитателя по согласованию деятельности людей с целью направления их активности на гармоническую кооперацию энергии в достижении общей цели.

Координировать – значит, строить отношения с людьми, т. е. строить людские отношения. Вот почему профессиональная способность руководителя внутри дошкольного образовательного учреждения к координации более существенна и необходима, чем все остальные.

В социально-личностной системе, каковой является детский сад, необходимость синхронизации индивидуальных действий отдельных воспитателей в процессе воспитания и обучения есть следствие расхождения в мнениях: как можно достичь главной цели воспитательно-образовательного процесса или как можно гармонически сочетать индивидуальные задачи каждого педагога с общими задачами всего педагогического коллектива.

На практике мы все время сталкиваемся с тем, что педагоги сплошь и рядом понимают одинаковые задачи различным образом и их усилия в направлении достижения общей цели воспитания и обучения практически не согласуются с целями других.

Таким образом, основной задачей старшего воспитателя становится устранение рассогласований, расхождений в подходах к обучению и воспитанию, в характере отношений к воспитанникам, в усилиях и интересах, согласовании общих и индивидуальных целей.

Координировать – значит, формировать единство разнообразного. Особенность координации заключается в том, что она имеет властно-обязательный характер воздействия, использует это воздействие не для принуждения, а для побуждения.

Что значит координировать деятельность педагога в дошкольной образовательной организации? Это значит:

• Систематически вести работу среди воспитателей и узких специалистов по осознанию ими кооперативного характера труда педагогов, который с чрезвычайной остротой выделяет требования тесной связанности и непрерывности всех процессов, протекающих в организации;

• Согласовывать цели функционирования каждого педагога;

• Четко размежевать на основе условного принципа деловую самостоятельность членов коллектива;

• Прогнозировать различного рода взаимодействие членов педагогического коллектива с целью пробуждения профессиональной активности и инициативы каждого педагога;

• Направлять энергию каждого воспитателя на достижение общей цели учреждения;

• Постоянно иллюстрировать роль и значение индивидуальной деятельности каждого педагога в общем педпроцессе;

• Систематически побуждать, формировать, стимулировать коллективную творческую энергию педагогов, формировать подлинно рабочие связи между ними;

Формировать трудовую заинтересованность педагогов, профессиональную уверенность и самоутверждение, создавать для каждого педагога ДОУ атмосферу удовлетворенности своим трудом;

• Постоянно оценивать перед педагогическим коллективом характер, качество и результативность взаимодействия воспитателей.

Известный создатель французской школы управленцев Анри Файоль писал: «Координировать – значит, связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия».

Мотивация

Третьим основанием для создания коллектива единомышленников в образовательной организации является мотивация.

Мотивация – важнейшее волшебное слово для работы с людьми. Долгое время у нас в стране наши руководители понимали ее как что-то второстепенное, как метод «рафинированного»обхождения с людьми ради каких-то дополнительных результатов производства. Наши руководители надеялись, что человек должен забыть о собственных интересах, и не жалея сил трудиться только ради идеи. Теперь, наконец-то стало видно что из этого вышло.

Ученые уже давно доказали, что каждому человеку свойственна определенная мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к вполне определенным действиям.

Мотив – это активная движущая сила, определяющая поведение человека. Основу мотивации составляют потребности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, осуществляемая с воодушевлением и энтузиазмом, или упорное отлынивание от нее. Но в любом случае следует искать мотив поведения.

Старшего воспитателя должна интересовать мотивация человека к работе по чужому заданию. В особенности это актуально сегодня, когда начинают расширяться личные свободы сотрудника, когда традиционные меры сдерживания и подавления, которые в свое время приводили людей в движение, больше не срабатывают. Вот почему сегодня все важнее становится понимание, что движет человеком, что заставляет его работать хорошо, а что даже в прекрасных условиях, делает из человека лодыря.

Ученые США более полувека исследовали эту проблему и, в конечном счете в лице медика и психолога сконструировали иерархическую систему поведенческих мотивов Маслоу.

Основу этой системы составляет удовлетворение базисных потребностей человека: дыхание, голод, жажда, тепло. Удовлетворение этих естественных нужд имеет колоссальную побудительную силу. Но как только они прочно удовлетворяются, эта мотивационная группа отпадает, ибо сытого хлебом не привлечёшь.

Второй мотив – это почти непреодолимая сила страха за свою безопасность. Однако, как только человек достаточно прочно обезопасит себя от нужды, голода и прочих катастроф, этот мотив тоже отпадает.

Третья группа мотивов: принадлежность к какому-либо кругу людей, отождествление себя с ними, контакты. Возникающие на этой основе ощущения защищенности способствуют снижению беспокойства по поводу возможных неудач.

В четвертую группу входят такие мотивы, как престиж, положение в обществе, признание.

И, наконец, высшим мотивом в пирамиде Маслоу является самореализация личности, стремление человека реализовать себя в своем деле.

Американский психолог Фредерик Херцберг пришел к выводу, что есть, так называемый «гигиенический фактор» (состояние рабочего места, который в зависимости от его состояния или снижает тягу к труду, или мотивирует стремление трудиться. Но не меньшим мотивом, как считает Херцберг, является сам процесс труда, его привлекательность, способность вызвать интерес, возможность выразить, показать себя.

Таким образом, расширение и обогащение труда в определенной степени могут решать такие проблемы, как повышение производительности, уменьшение отчужденности труда и получение удовлетворения от работы.

Тем не менее, как бы хорошо старший воспитатель не выполнял свои функции, если он не обладает определенными качествами, то работа по формированию коллектива единомышленников будет весьма затруднительной, либо безуспешной.

Публикации по теме:

«Путешествие во времени». Сценарий досуга для дружного коллектива единомышленников Дорогие коллеги! Наша жизнь состоит не только из рабочих будней. Как хорошо, что в дружных коллективах есть потребность общаться в праздничные.

Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: формирование благоприятного психологического.

Консультация для педагогов и младших воспитателей «Участие младшего воспитателя в организации образовательного процесса» Реализация ФГОС к структуре общего образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход.

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного.

Психологическое сплочение педагогического коллектива I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЪЕЗД «ВАСИЛИС» ПО ОБМЕНУ ПРЕМУДРОСТЯМИ ТЕМА: «Психологическая сплоченность педагогического коллектива» Кушнина.

Роль старшего воспитателя ДОУ в формировании педагогического коллектива единомышленников Глава I Теоретические основы процесса формирования педагогического коллектива единомышленников 1.1. Этапы формирования педагогического.

Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Команда ДОУ» Видео Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Команда ДОУ» Материал: видео для релаксации, ватман, простые карандаши, глянцевые журналы,.

Тренинг «Сплочение педагогического коллектива» Тренинг «Сплочение педагогического коллектива ДОУ» Цель тренинга: Сплотить новообразованный педагогический коллектив детского сада. Предварительная.

Упражнения для тренинга на сплочение педагогического коллектива Цель: выработка позитивного отношения к себе и коллегам, накопление эмоционально-положительного опыта, сплочение коллектива. Психолог: Здравствуйте.

Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса В рамках профессиональных компетенций важными индикаторами успешной подготовки в области проектирования педагогической и культурно-просветительской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Функции старшего воспитателя по организации процесса формирования педагогического коллектива единомышленников
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 14:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД