Папки-передвижки

Конспект НОД по ФЭМП «Точка. Прямая линия. Луч. Отрезок» (подготовительная группа)

Екатерина Харченко
Конспект НОД по ФЭМП «Точка. Прямая линия. Луч. Отрезок» (подготовительная группа)

Цель: Познакомить детей с прямой линией и линейкой.

Задачи:

Научить находить прямые линии в окружающем мире, которые можно считать прямыми.

Тренировать руку для начертания прямой линии с помощью линейки.

Ход занятия.

Итак, мы идем в сказку: не за тридевять земель в тридесятое царство, мы идем в страну Математика к принцессе Геометрии и ее маленькому братику Геометрику. В путь! Нам поможет Карандаш.

Один я не смогу, я позову своих товарищей.

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Точка, Прямая линия, Луч, Отрезок“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Ну, зови!

Во-первых, я позову точку.

1. ТОЧКА.

Если я, Карандаш, коснусь бумаги, то получится. точка! Значит, точку только на бумаге можно нарисовать, а на самом деле точки нет?

Ну почему же! Вот блузка, на блузке пуговичка, она маленькая и на большой блузке может быть точкой. То есть, если вас интересует блузка, то пуговица на ней - точка (Заранее необходимо подготовить наглядное пособие блузки). Но если вас интересует пуговица!

Ах, какая она красивая, перламутровая! То пуговица - уже не будет точкой. На пуговице маленькие дырочки, они и будут точками.

Но вот вы на празднике, среди множества народа я вас сразу найду, даже издалека, потому что ваша блузка - яркая знакомая точка в этой незнакомой толпе

Так что же такое точка - блузка, пуговица или дырочка на пуговице?

^ Точка - она волшебная в обыкновенном окружающем нас мире. О ней можно только договориться, т. е. сказать: «Пусть вот это будет точкой». Это может быть пуговичка на блузке, кнопка на телевизоре, выключатель на стене и т. д. А у нас в сказочной стране Математика точки просто живут, как мы с вами. В Математике точки живут, как люди на Земле.

Тогда точка нам просто необходима. И все-таки точка большая или маленькая?

Точка в Математике так мала, что не имеет размера. А в окружающем мире точка так мала по сравнению с тем предметом, на фоне которого мы её рассматриваем, что её размеры можно не принимать в расчет.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим …

Раз, два! - выше голова,

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сядь.

Итог занятия.

Итак, мы узнали, что:

Точка - это след прикосновения карандаша.

Точка — это очень маленький предмет по сравнению с другим большим

предметом.

Точкой может быть пуговица, если вас интересует блузка; дырочка на

пуговице, если вас интересует сама пуговица. Точкой может быть сама блузка, если вы рассматриваете её в толпе людей с достаточно большого расстояния.

Точка в окружающем мире ~ понятие условное, а в математике точка —

основной элемент, заданный аксиоматически. В Математике точка не имеет

размера, а в окружающем мире размер точки так мал, что его можно не

брать в расчет.

Для детей:

Точка — след прикосновения карандаша, зернышки для цыпленка, глазки или зрачки рисованных персонажей. Точки — это звезды на небе. Из точки выходит луч. Точками начинается и заканчивается отрезок.

2. ЛИНИЯ.

Уважаемый Карандаш! Кого ещё с собой Вы собираетесь брать в страну Математика?

Конечно, линию. Если я буду двигаться по бумаге, то получится. линия!

Постойте, постойте, это же множество точек, они взялись за руки и крепко-крепко держатся. Вот как получается линия!

И линия может быть разной формы?

- Да. Если я - точка, и вы - точки. И мы возьмемся за руки, то из нас

получится линия. Мы будем ходить по разным тропинкам, следуя, друг за

другом, и будут получаться разные линии.

Линия может быть замкнутой (рис. 2, а, если мы возьмемся за руки или незамкнутой если кто-то руки разожмёт.

Значит, линия - это очередь из точек?

Линия - это множество точек, сплошные точки, которые следуют друг за другом.

Верёвочка может быть линией?

Если мы не будем замечать толщины верёвочки (потому что у точки нет размера, то из неё можно сделать любую линию.

Длинную или короткую?

Такой длины как верёвочка. Вообще-то у линии нет ни начала ни конца. Если линия незамкнутая, то она — бесконечна. Но если отрезать

«кусочек» линии, то его длину можно измерить.

Замкнутая линия тоже имеет длину. Разрежем и померяем.

Умница!

А в обычной жизни, где линии?

- Катишься на велосипеде, за тобой след - это линия; самолёт

реактивный в небе оставляет белый след - это линия ;

линия горизонта, там, где небо сходится с землей - тоже линия

Физминутка.

Дети становятся в кружок – изображают «точки». В центре круга – «ластик». Дети движутся по кругу с речевкой:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг ластик выбегает

И одну из них стирает.

«Ластик» подходит и осаливает одну из «точек».

Что тут делать?

Как тут быть?

Надо думать

И чертить.

«Точка» становиться «ластиком», а «ластик» становиться на место «точки»

Итог занятия.

Итак, мы узнали:

Линия - это след движущегося карандаша.

Линия - это след от колеса, след реактивного самолёта, дороги и реки на карте, это граница плоской фигуры.

Линия в окружающем мире — понятие условное, а в математике линия — это множество точек, которые следуют друг за другом по определенному закону.

Линия имеет один размер - длину, (если у линии есть начало и конец).

Для детей:

Линия - след движущегося карандаша, след по манке, на песке, проведённый палочкой, след от велосипеда, от колёс автомобиля на снегу. Линия — граница рисованной фигуры и наблюдаемых тел. Линия - это веревочка, уложенная различным способом. Если у линии есть начало и конец, можно измерить её длину. Толщина линии в окружающем мире так мала, по сравнению с длиной, что её можно не замечать.

3. ПРЯМАЯ. ЛУЧ. ОТРЕЗОК.

Вот нить. Она тоненькая и бесконечно длинная. Поэтому она очень похожа на линию. Если мы её натянем, вы и я, и будем уходить друг от друга бесконечно далеко, получится какая линия?

Прямая.

Её можно нарисовать с помощью линейки.

Рис 5.

Давайте поиграем. Вы -солнышко. От вас исходят солнечные лучи. Как тепло! Обрежем ваш кончик нити. Держите, это точка на солнце. А я вместе с нитью ухожу далеко-далеко, как солнечный луч, греть землю. Натянутая нить, обрезанная с одной стороны - это луч. Теперь я ещё раз отрежу нить с другой стороны, чтобы подарить вам кусочек лучика на память и вам тоже. Натяните его, это отрезок прямой. У него два конца. Он ограничен двумя точками.

А вокруг нас есть отрезки?

Да. Видишь далеко - берёза. Ствол ровненький, тоненький. Его можно считать отрезком прямой. Вот травка - пучок узеньких прямых листиков. Листики можно считать отрезками.

И там, где одна стена комнаты сходится с другой стеной или полом, тоже получаются отрезки.

В этом месте на полу прибивают плинтус?

Да. Плинтус - тоненький деревянный брусочек. Плинтус тоже можно считать отрезком.

Вокруг нас столько отрезков прямой! Госпожа Прямая, вы такая важная линия, пойдемте с нами. Мы без вас не сможем добраться до принцессы Геометрии.

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

Итог занятия.

Итак мы узнали:

Прямая линия - это туго натянутая нить, оба конца которой

простираются в бесконечность.

Если прямую обрезать с одной стороны (поставить точку, то получится луч,

похожий на солнечный луч, где солнце — точка.

Если прямую обрезать с двух сторон (ограничить двумя точками, то получится отрезок. Отрезок имеет два конца. В окружающем мире прямая (вернее отрезок) — пересечение двух плоскостей (стен комнаты, пола и стены, стенок шкафа и т. д.) или какой-нибудь предмет, прямой и длинный, толщина которого незначительна (плинтус, ствол, ветка, провод и т. д.)

Замечания: 1. Если не натягивать кусочек нити, он не будет отрезком прямой, ненатянутый кусочек нити будет частью кривой линии.

2. Можно ли считать электрические провода, натянутые между двумя

столбами, отрезками?

Можно, если не замечать, что провода провисают под собственной

тяжестью, они ведь провисают совсем немного.

Для детей:

Прямая линия - это туго натянутая бесконечно длинная нить. Её

изображают с помощью линейки и не ограничивают точками.

Луч подобен солнечному лучу. Когда его изображают, то с одной стороны

ограничивают точкой.

Отрезок - «отрезают» от прямой с двух сторон, если его изображают, то ограничивают двумя точками с двух сторон.

Отрезком в окружающем мире можно считать любой длинный прямой предмет, толщина и изгибы которого незначительны: палочка, карандаш, ствол, ветка и т. д.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Линия жизни» Цель: познакомить детей с линией жизни человека, продолжать знакомить с особенностями каждого возраста, развивать речь – младенец, дошкольник,.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в космос» (подготовительная к школе группа, 6–7 лет)Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в космос» (подготовительная к школе группа, 6–7 лет) Ведущая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное.

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе на тему «Точка. Линия. Прямая и кривая линии» Задачи: Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать и выполнять заданные упражнения; воспитывать усидчивость и навыки коллективной.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Дидактическая игра «Возрастная линия» Составила воспитатель МБДОУ «Светлячок» Губайдулина Алёна Владимировна Программное содержание: Дидактические задачи: развивать логическое.

Конспект совместной художественно–продуктивной деятельности с детьми старшей логопедической группы «Волшебная линия» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 46 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга.

«Ночной город». Конспект занятия по теме «Перспектива. Линия горизонта» Тема: «Перспектива. Линия горизонта» Практическое задание: «Ночной город». ПЛАН I. Цель и задачи; II. Материалы и оборудование; III. Предварительная.

Занятия в старшей группе в рамках проекта «Линия жизни»Занятия в старшей группе в рамках проекта «Линия жизни» Проектная деятельность на тему: «Линия жизни» Цель проекта: Закрепить представление детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

Модуль проверки знаний по ФЭМП (подготовительная группа) Модуль проверки знаний по математике подготовительная группа. Что такое модуль? Понятие модуль (от лат. modulus — «маленькая мера») в общем.

НОД для старшей группы «Я — человек. Линия жизни» в рамках проекта «Уроки здоровья» с использованием элементов ТРИЗ Цель: воспитание основ культуры здоровья детей. Задачи: 1. Формировать представление детей о том, что здоровье – главная ценность человеческой.

НОД по ФЭМП для детей 6–7 лет «Линия: прямая, кривая, замкнутая» в рамках недели «Золотая осень» Задачи:- уточнить представления детей о геометрических понятиях: точке, линии прямой, линии кривой, линии замкнутой и их основных признаках,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП «Точка. Прямая линия. Луч. Отрезок» (подготовительная группа)
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 19:31
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД