Папки-передвижки

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Ольга Бабинская
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бабинская Ольга Валерьевна

Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения №38, г. ШУЯ

Дошкольное детство – это тот период, на протяжении которого педагоги совместно с родителями должны помочь ребенку раскрыть уникальные возможности, дарованные ему природой. Воспитателям и родителя необходимо работать сообща, если в качестве результата хотим вырастить полноценных мужчин и женщин, а не бесполых существ.

Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день в современном обществе грань между социальными, профессиональными и семейными ролями разных полов практически стерта, а традиционные стереотипы поведения мужчин и женщин разрушены. Современная женщина может сквернословить, обладать вредными привычками. А современный мужчина в семье роль «лидера» и добытчика» вполне может поменять на роль «потребителя».

Фундамент системы образования, заложенный еще в 20 веке, не предусматривает половых различий: бытовая «совместимость», режим дня и питание в ДОУ унифицировано не учитывает временных периодов активности мальчиков и девочек.

Отметим, что в период формирования гендерной устойчивости ребенок достаточно длительное время (8-12 ч в день) находится в ДОУ, где подвергается в основном женскому влиянию: педагогический состав и обслуживающий персонал составляют в основном женщины. А учитывая еще тот факт, что по статистике до 50% детей живут в неполных семьях, где нет отцов, то стиль воспитания становится абсолютно феминизированным, что для мальчиков является совершенно неприемлемым.

Подобная ситуация в корне меняет сознание детей. Девочки вырастают грубыми, агрессивными, лишенными нежности и терпения. Они не умеют идти на компромисс, находить мирный путь из конфликтной ситуации. Мальчики же «примеряют» на себя женский образ: неумение постоять за себя, физически не развиты, эмоционально неустойчивы. И как следствие подобной ситуации, дети в ходе игры не умеют договариваться и распределять роли, а в процессе трудовой деятельности – разделять обязанности с учетом пола партнера.

Если мы говорим о дошкольном возрасте, то должны вспомнить, что в 2-3 года малыш узнает, что существует два пола и начинает идентифицировать себя как девочку или мальчика. Кроме того, с 4-7 лет формируется гендерная устойчивость (контрастность) : ребенок осознает, что мальчик становится мужчиной, а девочка женщиной вне зависимости от личных желаний.

Работая с младшими дошкольниками, надо понимать, что анатомические особенности это лишь предпосылки, потенциальные возможности, психических различий девочек и мальчиков. Что эти различия формируются под влиянием социальных факторов (воспитания, общественной среды). Поэтому рассмотрение вопросы, связанные с воспитанием девочек и мальчиков, нужно рассматривать не с позиции «природная данность», а как результат взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей и социализации ребенка.

Мировая практика насчитывает достаточно большое количество исследовательских работ, публикаций, посвященных особенностям полового воспитания детей дошкольного возраста. Девочки этой возрастной группы превосходят в вербальных способностях мальчиков, в то время как у сильной стороной мальчиков являются визуально-пространственные способности. У девочек более развито слуховое восприятие информации, у мальчиков – визуальное. Девочки в этот период более социальны, лучше решают простые, но требующие определенной усидчивости задачи. Мальчикам под силу сложные познавательные процессы. У них лучше развиты математические способности, но при этом они более агрессивны и т. д.

Половая идентификация у ребенка наступает в 3-4 года: он полностью осознает свою половую принадлежность, но еще не знает содержание понятий «мальчик» и «девочка». Образцы (стереотипы) поведения ребенок берет из непосредственного наблюдения за окружающим миром, за взрослыми. Он копирует все: и полезные клише поведения, и являющиеся социальными «вредными привычками».

Формирование гендерной устойчивости определяется в первую очередь социо-культурными нормами и зависит от отношений ребенка с родителями, внутрисемейных установок, а так же от воспитания его в ДОУ. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно заложить прочный фундамент гендерного воспитания. Так среда, являющаяся одним средств развития личности ребенка, представляет собой источник индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда определяет, в том числе, и направления его самостоятельной деятельности. Взрослые (воспитатели, родители) при этом должны помочь «увидеть» весть спектр возможностей окружающей ребенка среды. Направлять ребенка, учитывая его индивидуальные и гендерные особенности.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В процессе ее четко видны различия в поведении мальчиков и девочек. Ребенок, принимая на себя роль, действует в соответствии с этой ролью и с условиями сюжетно - ролевой игры. Тематические предпочтения девочек - семейно-бытовые игры. У мальчиков – это шумные, подвижные игры. На базе групп детского сада создаются множество условий для игр («Пожарные», «Военные», «Клиника», «Салон красоты» и т. п.) со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами. В ходе совместного воспитания мальчиков и девочек очень важно преодолевать разобщённость между ними, организовывать совместные игры. В рамках которых дети могли бы действовать, играть, сообща, но с учетом индивидуальных и гендерных особенностей каждого. Мальчики «примеряют» на себя мужские роли, а девочки - женские.

При организации гендерного воспитания детей нужно обратить внимание на ряд особенностей предметно-пространственной:

• игровой материал и ролевая атрибутика должны отличаться привлекательностью; они должны побуждать детей отражать в игре социальные образы женского и мужского поведения;

• достаточность и полноту материала для игр. Так, например, в процессе игры девочки смогли бы воспроизвести модель социальной роли женщины-матери;

• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий. В подобного рода играх мальчикам представляется возможность проиграть мужской образ.

Знакомству с шаблонами мужского и женского поведения в быту и овладению ими способствуют поручения, связанные с трудом, которые так же учитывают пол ребенка: мальчики выполняют более «тяжелые», силовые, задания (расставить на места игровые модули, большие игрушки,, а девочки – задания, связанные с аккуратностью и терпением (расставить посуду на полки, заправить кукольную кровать,).

Надо помнить, что восприятие стимулов при этом так же различно: девочки воспринимают большее «на слух», на для мальчиков предпочтительны зрительные образы.

При организации игрового пространства группы необходимо учитывать ряд следующих особенностей. Игры мальчиков отличает энергичность, силовая составляющая, потребность в большом пространстве. Это обусловлено тем, что в этом процессе продолжается их физическое развитие, они учатся регулировать воздействие своей силы и просто сбрасывают накопившуюся эмоциональную «статику». Мальчики любят, в большинстве своем, изучать строение предметов, поэтому в число приобретенных игрушек входят модели-трансформеры и конструкторы. В ходе этой конструктивной деятельности мальчики знакомятся с видами транспорта, отдельными их деталями и с инструментами (отвертка, болт, гайка). Навыки, приобретенные в подобной игре, пригодятся им в реальной жизни. Тут мальчики встречаются с понятием «тяжела мужская работа» : перевозка грузов, починка труб, ….

Игровой процесс девочек не требует большого пространства, а нуждается в большом внимании к деталям (аксессуарам). Большая часть игр затрагивают роль мамы-хозяюшки, поэтому необходимо достаточное количество кукол, колясок, кроваток, и пр. Не исключайте предметы-украшения (заколки, бижутерия, т. к. они способствуют развитию мелкой моторики детей. Хорошо подойдут для этой цели и мозаики, и бисероплетение.

При планировании изобразительной деятельности и подборе материала для занятий стоит учитывать различные интересы мальчиков и девочек. Это способствует максимальной возможности выражения эмоций ребенка. При этом помните о физиологических особенностях: кисть мальчика (в среднем) отстает в своем развитии от кисти девочек на 1,5 года.

Гендерный подход находит свое отражение и в части организации культурно-гигиенического воспитания :

• использование фартуков/косынок/полотенец разных цветов (к примеру, синие и красные);

• установка в туалетной комнате табличек с обозначениями, которые позволяют определить кому можно в данный момент заходить и т. п.

Говоря об организации гендерного подхода внутри группы детского сада, не забывайте о важности внутрисемейной ситуации. Родительский пример для гендерной идентификации очень значим. Поэтому необходимо проводить консультативную работу с родителями.

Вот одно из распространенных заблуждений: если ребенок будет играть в игры противоположного пола, то малыш приобретет нетрадиционную сексуальную ориентацию, в будущем станет «плохим отцом»/«плохой матерью».

Осознание «я - мальчик»/«я - девочка» к ребенку приходит постепенно. Для его формирования достаточно одевать малыша в соответствии с его полом, рассказывать о различиях между мальчиками и девочками. Показывать своим, родительским, примером какое поведение является «мужским», а какое «женским». Опасно не мальчикам играть в коляски и куклы, а грубо их у него отнимать и высмеивать малыша за игры с девочками. Ребенку просто необходимо играть с противоположным полом, т. к. именно в игре лучше всего он учится понимать окружающих.

Для просвещения родителей в части гендерного воспитания дошкольников необходимо оформить в «Родительском уголке» наглядную информацию, организовать проведение консультаций по данной тематике («Гендерное воспитание в семье», «Будущий мужчина»). Но прежде нужно оценить уровень представлений родителей в этом направлении, проведя анкетирование по интересующим вопросам, к примеру:

• Какие качества мы воспитываем у девочек и мальчиков?

• Знаете ли вы своего ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками?

• Должны ли быть обязанности в семье у ребенка?

Для вовлечения родителей в общий процесс необходимо их привлекать к:

• участию в конкурсах;

• участию в выставках поделок;

• участию в игровых мероприятиях («Рыцарский турнир», «Калейдоскоп профессий»,);

• оформлению стендов/фотоальбомов «Наша дружная семья», «Роль отца/матери в воспитании дошкольников», …

Девочки и мальчики – это два разнополярных мира. Поэтому семьям с разнополыми детьми нужно знать, что существует разница в воспитании девочек и мальчиков, что имеющийся опыт может быть не только бесполезен, но и даже мешать. Обучать, воспитывать и любить мальчиков и девочек надо по-разному, но в любом случае, очень любить. Нужно понять наших детей. Будущие мужчины и женщины должны соответствовать своей сути.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания Подпроект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания» в рамках инновационного проекта «Гендерное воспитание.

Гендерное воспитание Гендерное воспитание Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь.

Гендерное воспитание детей раннего возраста.Гендерное воспитание детей раннего возраста. Воспитание и развитие детей раннего возраста – это важные задачи педагогов и родителей. При этом стоит учитывать наследственные особенности.

Гендерное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Многие исследователи в своих работах.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Гендерное воспитание в детском саду Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» (первая младшая группа) Гендер (англ. gender – род) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин, зависящие не от.

Гендерное воспитание «Дружат в нашем садике девочки и мальчики» Окружающая среда в помещении группы для детей начинается с раздевалки, а именно, со шкафчиков для одежды, на которые наклеиваются индивидуальные.

Создание центра сюжетно-ролевых игр «Гендерное воспитание»Создание центра сюжетно-ролевых игр «Гендерное воспитание» М ангал Используется в играх: «Кафе», «Семья», «Праздники», «Дача». Игровые действия: подкладывание углей в мангал, маринование мяса,.

Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников)Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников) Гендерное воспитание дошкольников является одним из направлений методической работы в нашем детском саду. Очень большая и емкая работа ведется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2016 в 17:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД