Лучший педагог года

Годовой отчет учителя-логопеда

Наталья Владимировна
Годовой отчет учителя-логопеда

Цель коррекционно – педагогического воздействия на 2013 – 2014 учебный год - создание оптимальных условий, способствующих полному раскрытию речевых возможностей детей дошкольного возраста, предупреждению у них вторичных нарушений и трудностей в подготовке к школьному обучению (речевая готовность).

Задачи:

1. Провести диагностику и анализ уровня развития речевой деятельности дошкольников (логопедической группы и групп ДОУ общеразвивающей направленности).

2. Обеспечить реализацию комплексного, профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие детей.

Публикация «Годовой отчет учителя-логопеда» размещена в разделах

3. Повышать компетентность педагогов по вопросам теории и практики логопедической работы.

4. Определить наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, имеющими нарушения развития речевой функции с целью комплексной и всесторонней помощи.

Приоритетные направления деятельности на 2013-2014 уч. год:

• совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;

• структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их;

• систематизация учебно-методического материала.

1. Организационная деятельность

В начале учебного года диагностика речевых нарушений, целью которой являлось – определить степень нарушения речи и наметить образовательный маршрут, показала, что у детей наблюдается следующее:

Логопедическое заключение Количество детей

ОНР, IVуровень 3

ОНР, III уровень 6

ОНР, II- IIIуровень 2

ОНР, II уровень 1

Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Также, были оформлены следующие виды документов: «Дневник логопеда», «Индивидуальный план коррекции речевых нарушений».

После того, как определилась степень нарушений речевых компонентов у детей, были разработаны планы коррекционно – педагогической работы (перспективный, тематический, индивидуальный, план по подготовке к овладению грамотой).

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.

Вся коррекционно – педагогическая деятельность строилась на основе программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»/ Под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

В начале года были определены основные направления логопедической работы по преодолению у детей ОНР и развитию речевой готовности к школьному обучению.

Коррекционно – педагогическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков)

Развитие фонематического восприятия.

Развитие слоговой структуры слова.

Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам.

Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа).

Развитие связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики

Подготовка к овладению грамотой.

Коррекционное воздействие по всем направлениям осуществлялось в течение всего дня: в режимных моментах, НОД (фронтального, подгруппового, индивидуального вида).

Занятия с детьми в течение всего периода обучения строились с учетом принципов:

Единое тематическое направление (согласно календарно – тематическому плану);

«От простого к сложному»;

Чередование разных видов деятельности;

Опора на сохранные звенья речевой системы.

На протяжении всего года велась работа в обычных тетрадях в клетку и в дидактических тетрадях. Выполнялись следующие виды заданий:

- на развитие ориентировки на листе;

- на развитие логического мышления, внимания, памяти;

- закрепление навыков написания букв, их элементов, слогов, коротких слов и др.

Фронтальные занятия проводились каждый день, но были разделены по видам:

1. Формирование фонетической стороны речи, подготовка к овладению грамотой:

- развитие артикуляционного аппарата;

- знакомство с буквой;

- формирование фонематических операций: представлений, восприятия, анализа, синтеза;

- работа над слоговой структурой слова.

2. Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи:

- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:

- работа над словом и предложением;

- активизация словаря;

- формирование навыковсоставления рассказов, пересказов, заучивания стихотворений.

Широко использовались логоритмические упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики (совместно с музыкальным руководителем, пальчиковой гимнастики на всех занятиях с использованием массажеров, фонационные упражнения, интонационные тексты для развития просодических компонентов речи.

В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.

Закреплению приобретаемых речевых навыков в процессе логопедических занятий способствовала преемственность в работе с воспитателями логопедической группы (через беседы, тетради взаимосвязи, консультации, круглый стол, а также с родителями путём личного контакта, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми (задания по индивидуальным тетрадям).

В январе 2014 г. была проведена промежуточная логопедическая диагностика с целью выявления динамики развития речиу детей подготовительной логопедической группы. На основе итогов мониторинга был определен дальнейший образовательный маршрут коррекционно-педагогического воздействия.

3. Научно-методическая работа. Взаимосвязь со специалистами ДОУ.

В октябре - ноябре были обследованы дети всех групп ДОУ. Результаты первичной диагностики фиксировались в таблице по речевому развитию.

Итоги диагностики показали о необходимости оказания практической и консультативной помощи по вопросам развития и коррекции речи.

В связи с наличием в ДОУ детей, имеющих те или иные проблемы в развитии речи,была разработана система консультативной поддержки родителям и педагогам ДОУ. Консультативный пункт функционирует с ноября по июль. За это время для педагогов ДОУ были подготовлены следующие консультации: «Онтогенез детской речи в разные возрастные периоды», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»,«Значение развития мелкой моторики для коррекции речевых нарушений», «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».

Кроме этого, по необходимости оказывалась консультативная помощь по вопросам речевого развития и коррекции дефектов речи в индивидуальном порядке.

Результаты итоговой диагностики уровня речевого развития детей показали положительную динамику в преодолении речевых дефектов.

Участие в мероприятиях города, района, РФ:

1. «Развитие речи детей дошкольного возраста. Игры и упражнения» (участие в педсовете педагогов ДОУ №42) (октябрь 2013 г.).

2. Участие в педсовете ДОУ по теме: «Речевые игры для развития лексико – грамматического строя речи и связной речи».

3. Участие в конкурсе кабинетов (2 место).

4. Участие в вебинарах:

«ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» (декабрь 2013).

«Примерная основная образовательная программа «Радуга» в контексте ФГОС дошкольного образования. Речевое развитие: новые подходы» (апрель 2014 г.)

««Примерная основная образовательная программа «Радуга» в контексте ФГОС дошкольного образования. Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы»» (май 2014 г.)

Совершенствовалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическим материалом и играми по всем разделам коррекционного плана.

Осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.

Повышение квалификации

Курсовая подготовка:

«Актуальные проблемы логопедии» (сентябрь-октябрь 2013 г.).

«Нарушение звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения при дизартрии. Использование логопедических постановочных зондов» (сентябрь 2013 г.).

4. Работа с родителями

В начале сентября, в рамках логопедического обследования,с целью уточнения наличия или отсутствия каких – либо заболеваний, которые тем или иным образом могли повлиять на речевое развитие и возникновение речевых нарушений, был изучен анамнез, особенности развития каждого ребенка (медицинские карты).

В течение года с родителями велась разного вида работа:

Родительские собрания:

«Давайте знакомиться»

«Наши первые успехи»

«Итоги коррекционной работы за год»

Консультации:

1. «Слова-паразиты»;

2. «Я-сказочник»

3. «Этот трудный звук «Р»».

Семинар – практикум:

«Игры с буквами»

Памятки:

«О чем говорить с ребенком»;

«Речевые игры».

День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе)

Обсуждались вопросы речевого развития детей, особенности развития словаря и грамматического строя речи, формирования фонематического восприятия, приемы формирования связной речи и т. д.

Помимо этого, родителям детей, имеющим сложные речевые нарушения, с целью обследования и назначения необходимого лечения, были даны рекомендации по обращению к специалистам города: невропатологу и детскому психиатру, а также к специалистам Краевого перинатального центра г. Хабаровска и специалистам Регионального диагностического центра г. Комсомольска – на – Амуре.

Для родителей детей, посещающих общеразвивающие группы ДОУ, в рамках консультативного пункта были проведены тематические консультации:

«Речевое развитие детей четвертого года жизни»;

«Речевая готовность детей к школе»;

«Приемы развития артикуляционной моторики» (средняя группа);

«Что такое ЗРР? Пути преодоления» (первая младшая группа);

«Зачем учить стихи (старшая группа)

В конце учебного года был подведен общий итог работы за год.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

План работы учителя-логопеда дошкольного логопункта на летний оздоровительный период Мероприятия:1 Продолжить работу по оказанию консультативной помощи родителям и воспитанникам ДОУ. 2 Продолжить оказание консультативной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Годовой отчет учителя-логопеда
Опубликовано: 25 июня 2014 в 11:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД