МААМ-картинки

Графический субтест определения уровня сформированности связной речи у детей (1 фото)

Татьяна Роговенко
Графический субтест определения уровня сформированности связной речи у детей

Графический субтест определения уровня сформированности связной речи у детей

Экспресс – диагностика.

Графический проективный субтест определения уровня развития связной речи.

Одним из главных средств формирования связной речи у детей считается обучение рассказыванию, составлению рассказов по одной или серии картинок.

В процессе этой деятельности решаются следующие задачи:

• Активизация, уточнение и расширение словарного запаса

Публикация «Графический субтест определения уровня сформированности связной речи у детей» размещена в разделах

• Формирование умения связно и последовательно описывать изображённое на картине

• Обучение логически и последовательно переходить от одной детали картины к другой

• Правильно истолковывать события и действия, изображённые на картине

• Обучение правильно понимать содержание картины

• Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов

Целенаправленно воздействовать на активизацию ряда психических процессов: восприятия, памяти, воображения и мыслительных операций

Графический проективный субтест определения уровня развития связной речи.

Подготовительный этап работы

Подготовительным этапом работы является детальное рассматривание картины. Механизм рассматривания меняется с возрастом ребёнка и уровнем развития его логического мышления, подсказывая алгоритм внутренних связей, формирующих и подготавливающих сам рассказ.

Представление и понимание механики и динамики процесса составления рассказа по картине, даёт возможность логопеду помочь, подтолкнуть ребёнка к активизации речевой деятельности, а спиралевидная линия, проведённая по картине и охватывающая все её детали, даёт ребёнку зрительную опору, подсказку, во многом заменяющую наводящие вопросы логопеда.

На первых этапах работы ребёнок проводит пальцем по спиралевидной линии, охватывая взглядом все детали сюжета, в дальнейшем ребёнок уже не будет нуждаться в зрительно – тактильной опоре, соединяя части картины мысленно.

При оценке и анализе результатов важно учесть движение алгоритма рассказывания и составить графическую проекцию рассказывания, так как речь опосредует все психические процессы и является одним из показателей развития человека, важно определить слабое звено и какой фактор мешает развитию связной речи.

При составлении графической проекции теста, линию алгоритма высказывания начинают от «смыслового кольца», двигаясь по озвучиванию ребёнком линии сюжета.

Понятие «смысловое кольцо» включает в себя, как внутреннее планирование, так и результаты аналитико – синтетической деятельности, увязывая все детали картины в единую цепь. Образующую смысл. По А. Б. Апухтину, смысл является тем новым содержанием, которое возникает в результате аналитико – синтетического взаимодействия компонентов мысли, операции «склеивания». Поэтому так важно, определение ребёнком ядра, обобщения на основе симультанного образа ситуации. Именно ядро, «смысловое кольцо» определяет «Что я буду говорить», и только затем тема рождает слова.

Тестирование

Детям предлагается составить рассказ по картинке. Рассказы детей распределяются по показателям графической проекции рассказа по трём уровням.

Первый уровень РСР (развития связной речи)-характерен для детей 1-2 ур. ОНР.

Для рассказов детей характерно перечисление деталей картины, зачастую изображённые на переднем плане. Детали просто перечисляются, не увязываются в единую сюжетную линию, так как дети не могут или не умеют устанавливать причинно – следственные связи между явлениями.

Рассказ ребёнка (Настя. 5 лет)

Птички. Много воробеи. Клюют. Там дети.

Графическая проекция высказывания проявляется отдельными островками. Показывая, что ребёнок имеет маленький активный словарь, наблюдается аграмматизм речи, затруднение в установлении причинно – следственных связей. Соскальзывание мыслительных процессов на конкретно – ситуативный уровень мешает ребёнку сделать обобщение на основе сюжетной линии.

2 ур. РСР выявляется у детей с 3 ур. ОНР.

Дети со вторым уровнем развития связной речи устанавливают предметную связь, делая попытку выявить сюжетную линию, но неумение планировать внутреннюю речь. Не даёт возможности ребёнку сделать верное обобщение на основе сюжетной линии. Слабость произвольного внимания выявляется на увязывании в последовательное изложение ограниченное число деталей.

Рассказ ребёнка (Андрей 6 лет.)

Наступила зима. Дети спрятались и смотрят. На кормушке сидят птицы. Синички едят корм. Воробей сидит. Им холодно. Мне тоже было холодно зимой.

Линия алгоритма прерывается, выделяются отдельные участки не соединённые в единую цепь рассказа. Внимание ребёнка неустойчиво. Лексический запас недостаточен, но ребёнок пытается осознать ситуацию с позиции собственного опыта и установить причинно – следственные связи.

3 ур. РСР показывает норму речевого развития ребёнка.

Для детей с 3 уровнем развития связной речи характерно построение рассказа по картине или серии картин с опорой на «смысловое кольцо». Которое отражает собственное отношение ребёнка к ситуации, изображённой на картине, с опорой на свой жизненный опыт. Ребёнок сразу охватывает ситуацию целиком, делает вывод, своё смысловое заключение, не вычленяя детали, а как бы нанизывая их на нить сюжета.

Рассказ ребёнка. Алина 9 лет

Наступила зима и птицам стало холодно и голодно, стало нечего кушать. Они прилетели на кормушку. Синичкам нравится сало, они летают и клюют его, Снегири клюют ягоды, которые подвешены на ветках дерева. На кормушке клюют зёрна синички и снегири, а воробьи у самого края кормушки. Это наверное дети повесили кормушку для птиц и спрятались, чтобы их не напугать. Зимой надо помогать птицам.

По результатам диагностики можно определить, что лексический запас ребёнка достаточный и находится в активной стадии развития. Линия алгоритма непрерывна и захватывает почти все детали картины, это показывает целостность восприятия с установкой причинно – следственных связей. Ребёнок может обобщить ситуацию и сделать вывод. Опираясь на собственный опыт.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Графический субтест определения уровня сформированности связной речи у детей
Опубликовано: 8 июля 2021 в 21:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД