Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника

Ольга Заборонок
Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника

Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через ее восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием произведений искусства понимается деятельность, в которой синтезируются различные процессы как мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы читателя (О. И. Никифорова, А. А. Смирнов, П. М, Якобсон, Н. Д. Молдавская). Восприятие тесно связано с пониманием—проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Понимание произведения не означает пассивно-механического усвоения образного содержания искусства. Такой подход, когда восприятие художественной литературы рассматривается как результат воздействия ее на пассивно-созерцающую личность, известный советский психолог А. Н. Леонтьев называет односторонним, созерцательно-сенсуалистическим: «Процесс отражения является результатом не воздействия, а взаимодействия, т. е. результатом процессов, идущих как бы навстречу Друг другу». Сам путь познания художественного изображения имеет огромное значение для развития творческих задатков в человеке. Восприятие художественного образного содержания литературы—это сложный и противоречивый процесс. Произведения искусства могут быть поняты с различной глубиной, само восприятие может быть неадекватно содержанию художественного произведения, что объясняется одной из особенностей художественной литературы — многослойностью ее содержания, спецификой художественного образа и психическим складом личности, уровнем ее развития.

Глубина восприятия художественной литературы связана прежде всего с пониманием художественного образа. Художественный образ — «это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». Обобщение, которое содержится в образе, придает художественный смысл ему, делает его явлением искусства.

Понимание красоты и глубины содержания художественного образа развивает в человеке чувство прекрасного, проявляющееся не только в оценке произведений искусства, но и в оценке окружающей жизни. В этом случае развитие чувства прекрасного, но выражению В. Г. Белинского, возвышается до степени художественного вкуса. Художественный вкус помогает отличить настоящую красоту в жизни от фальшивой красивости, истинное искусство—от подделки под него.

Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувства. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживания, заражают, захватывают его. В умении заражать чувствами Л. Н. Толстой видел одну из важнейших особенностей искусства. В процессе чтения у читателя может возникать ощущение, что он так же переживал и чувствовал, как герои произведения, но не мог выразить и назвать то, что выразил и назвал автор. Он начинает осознавать самого себя, свои чувства. Таким образом, художественная литература чужой опыт делает на время личным опытом читателя, обогащает его чувства, приводит к идейным выводам, включает его в процесс не только познания, но и самопознания.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника
Опубликовано: 13 июня 2013 в 19:58
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка литературного досуга по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию методическую...
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...
Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской.
Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно знакомы всем,...
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...