МААМ-картинки

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ниточки» (подготовительная группа)

Вера Казьмина
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ниточки» (подготовительная группа)

Тема: "Волшебные ниточки"

Подготовительная группа

Цель: Расширение знаний детей о видах ниток и способах их использования.

Задачи: Формировать знания детей о происхождении и способах изготовления ниток. Развивать тактильное восприятие, глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Познакомить с обрядовыми куклами, приобщать детей к истокам народной культуры. Развивать словарный запас.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Волшебные ниточки“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Чтение: "Соловей и хлопковый куст" (по мотивам индийской сказки); "Три пряхи" сказка Братьев Гримм; "Как рубашка в поле выросла" К. Ушинский.

Заучивание пословиц о труде и стихов о нитках.

Материалы: "Волшебный клубочек"; образцы вязанных, тканых и вышитых изделий, корзина с нитками; ножницы; картон; нитки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями. Проходите, рассаживайтесь по удобней. Ребята, а вы знаете, что такое рукоделие?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это труд, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов. Рукоделием люди занимаются с древних времён, и своё жилище раньше украшали вещами, сделанными своими руками.

Послушайте одну загадку:

Ими вяжут, ими шьют,

Но сначала их прядут.

И в клубочки их мотают,

На катушки собирают.

Дети: Нитки!

Воспитатель: Ребята, у меня случилась беда, мои клубочки упали и перепутались, помогите их собрать.

А я вам хочу рассказать одну легенду. В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Не видимая, босая, с распущенными волосами. Из кудели прядет она нити и в клубочек сматывает. Это нити судьбы человеческой. У каждого свой клубочек есть. Если человек добрый - клубочек указывает дорогу к счастливой жизни, а у злого нитки клубка рвутся и всякие неприятности случаются.

Дети сматывают нитки.

Воспитатель: Давайте положим клубочки в корзинку. Я приглашаю вас пойти в музей. Но сначала вспомним, как же должны вести себя посетители музея.

Правила поведения в музее:

НЕМЕШАЙ ДРУГИМ ПОСЕТИТЕЛЯМ:

-не говори громко

-не шуми

-не шаркай ногами по полу

-не сморкайся в выставочном зале

-если закашлялся или тебе захотелось чихнуть, выйди из зала

-не загораживай собою экспонаты

НЕ НАВРЕДИ САМИМ ЭКСПОНАТАМ:

-не касайся экспонатов музея руками, как бы любопытно тебе не было, можно нечаянно повредить их

-по этой же причине не прикасайся и к стёклам витрин

ВЕРНИСАЖ - ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ:

-и хотя атмосфера на нём непринуждённая, громкий смех, суета, посторонние разговоры неуместны

-если автор тебе знаком, подойди, просто поблагодари и пожелай успехов.

Воспитатель: А вы знаете, что такое музей?

Дети: Это место, где выставляют различные интересные предметы: картины, оружие, изделия народных промыслов – хохлому, городецкие игрушки, дымковские игрушки.

Воспитатель: Да, в музее выставляют редкие или очень ценные предметы, сделанные руками человека. Вот и в нашем маленьком музее выставлены поделки, изготовленные воспитателями вместе с детьми, Вашими мамами, бабушками. Посмотрите, что здесь есть.

(Дети рассматривают выставку, делятся своими впечатлениями)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, в этих работах есть что-то общее?

Дети: Да, во всех работах использовались нитки.

Воспитатель: Правильно, нитки! Расскажите из чего можно сделать нитки?

Дети: Из шерсти овцы, ламы, верблюда – получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы – пуховые. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.

Воспитатель: Правильно! Эти нитки, каково происхождения?

Дети: Все эти нитки животного происхождения.

Воспитатель: Давайте вспомним быль о происхождении тутового шелкопряда.

Давайте сядем и продолжим наш разговор.

Воспитатель: Попыток объяснить происхождение шелка было очень много. Знатные европейские вельможи, любуясь матовым блеском чудо-ткани, никак не могли взять в толк, из чего она сделана. Римский поэт Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, греческий историк Дионисий думал, что его получают из цветов.

Также европейцы верили, что блестящие мягкие нити «произрастают» на особых деревьях или что шелк как паутину производят гигантские жуки. Другие уверяли, что шелк – это пух особых птиц. А Аммианус Марцеплинус, римский историк IV века, даже заявил: «Шелковые ткани производятся из земли! В Китае земля мягкая, как шерсть, - утверждал он – После поливки и особой культивации ее можно использовать для формирования шелковых нитей!»

КИТАЙСКАЯ ЦАРИЦА СИЛИНЧИ

(Быль)

У китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись, что с этим червяком делать и как его водить, и тебя народ никогда не забудет».

Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как водить их.

С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют.

Воспитатель: Замечательная быль. Нитки какого происхождения бывают еще?

Дети: Нитки бывают еще растительного происхождения.

Воспитатель: из каких растений производят нитки?

Дети: Нитки растительного происхождения производят из конопли, крапивы, бамбука, сои, рами, джута, кенафа, хлопка, льна.

Воспитатель: Расскажите, как давно выращивают лен и где?

Настя:

Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много - растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов. А какие хорошие ткани получаются изо льна! Даже космонавты, отправляясь, в полет надевают льняное белье.

Таня:

В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.

Антон: Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани - то ромашка, то ветки рябины, то петухи.

Воспитатель: Для чего нам нужны нити растительного происхождения? Что из них делают?

Дети: Хлопковые, льняные ткани, мешковину, брезент, шпагат, веревки.

Воспитатель: Молодцы! Нитки животного и растительного происхождения относятся к натуральным волокнам. А есть еще нитки химического происхождения. Вспомните, из чего делают такие нити?

Дети: Из нефти, природного газа, каменного угля, древесины производят такие нитки как акрил, люрекс, микрофибра, нейлон, лайкра, эластан.

Воспитатель: А для чего нужны нитки, и что можно ими делать?

Дети: Нитками можно шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.

Воспитатель: Значит, какие бывают нитки?

Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные, ковровые.

Воспитатель: Ребята, а ещё из ниток можно сделать игрушки.

Делу время - потехе час! Поиграем в игру сейчас!

Игра «Если нравится тебе, то делай так»

Воспитатель: А теперь я вас приглашаю за столы.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Перед вами лежит все необходимое для приготовления поделок в музей.

Воспитатель: А какое правило мы соблюдаем при работе с ножницами?

Дети: На товарища не направляем и держим параллельно полу, передаем ножницы тупым концом.

Воспитатель: Перед началом работы давайте разогреем наши пальчики.

Посмотри на пальчики,

Пальчики-мальчики.

Самый маленький -мизинец,

Рядом с ним - пальчик без имени,

Средний палец посредине,

А за ним тыкательный -

Палец указательный.

И последний пальчик мой -

Самый толстенький, большой!

Воспитатель: Сегодня мы будем делать маленьких куколок, которые называются "МАРТИНИЧКИ", но это не простые куколки.

Послушайте сказку:

Жила-была в одном селе девочка по имени Дарьюшка. Жила она с родителями, да с дедушкой и бабушкой. Сестриц да братиков у Дарьюшки было много, а она самая младшая.

В ту пору зима была долгая-предолгая. Как ни глянет мать в окно, всё охает:

- Где же Весна заблудилась? Что же снег лежит, да не тает? Что же жаворонков не видно? Что же солнышко не пригревает?

Семья Дарьюшкина жила небогато. По весне семья ходила по людям на разную работу наниматься. И до поздней осени в полях работали. А зимой работы не было.

- Бабушка, - спрашивает однажды Дарьюшка. - А по чему, Весна всё никак не приходит?

- Не знаю, деточка, - отвечает бабушка. - Заблудилась, наверное, никак до нашего села не доберётся.

Вот уже все запасы, что на зиму делали, закончились. Подумала-подумала тогда Дарьюшка, надела тёплые валенки, натянула тулупчик да бежать.

- Вот пойду, -говорит, - отыщу Весну-Красну, приведу в наше село всем на радость.

Шла она, шла. Звала весну.

Добралась Дарьюшка до дремучего леса.

- Ох, и лес какой! - удивляется девочка. - Наверное, в нём Весна и заблудилась.

Шла она, шла, стемнело, мороз крепчает. Расплакалась Дарьюшка, из сил выбилась, упала под деревом и лежит, дальше идти не хочет.

Мало ли, много ли времени прошло, открыла Дарьюшка глаза, смотрит лежит она укрыта тёплым одеялком укрыта, в печи огонь горит, а у окошка сидит старуха древняя-предревняя, в руках у неё веретено волчком вертится.

Увидала старуха, что Дарьюшка глаза открыла, веретено в сторону отложила, подсела поближе к девочке.

- Ну вот и проснулась. А я думала, ты совсем окоченела.

Дарьюшка глядит на старуху и тихо спрашивает:

-Бабушка, а ты кто такая? Ведьма?

Старуха смеё тся:

- Глупые ведьмой кличут, а кто поумнее - знахаркой считают. Я тут в лесу триста лет живу, всё здесь знаю.

- Бабушка, -осмелела Дарьюшка. - Я Весну-Красну ищу. Ты её не видела?

- Не видела, в этом году её ещё никто не видел. Ты поспи, а завтра мы что-нибудь придумаем.

Утом, старуха её к себе подзывает.

- Вот тебе клубок красных ниточек. Садись рядышком, научу тебя куколок Мартиничек делать.

Весь день делала Дарьюшка Мартиничек, устала и уснула.

Утром смотрит, нет куколок.

- Бабушка,- кричит Дарьюшка, - где ж все куколки?

-Пока ты спала, я твоих куколок по деревьям развешивала да Весну зазывала.

- Только что-то Весны не видать, как лежал снег, так и лежит.

- значит мало куколок.

Два дня Дарьюшка делала Мартиничек, а старуха их по деревьям развешивала.

На третий день выглянула в окошко, а берёза под окном вся красная.

- Ой! - удивилась девочка.

- Чего ойкаешь? - смеётся старуха. - неужто Мартиничек своих не признала?

- Признала.

- А ты гляди внимательней: снег-то сходить начал. Стало быть, Весна где-то рядом.

Снег сошёл, дорога высохла.

- Пора тебе домой. -говорит старуха.

- А я дорогу не помню, - говорит девочка.

- Пойдешь по тропинке, где берёзки стоят, все красные от твоих Мартиничек. По ним и выйдешь из леса.

Вышла девочка из леса, увидела своё село, обрадовалась. Побежала скорее домой. Вся семья обнимала и целовала её.

- Мы уж как тебя искали-искали, - причитает матушка, - днём с огнём отыскать не могли.

- А я Весну искала, отвечает девочка.

И рассказала им что с ней произошло. Все слушают да удивляются.

Повела всех Дарьюшка в лес, чтобы показать берёзки красные от Мартиничек. Только берёзки стояли не красные, а зелёные, Мартиничек и след простыл.

Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца

Мартиничка

Нитки в руки я возьму,

Куклу я крутить начну.

Зима лютая уйди,

Весна -тепла принеси.

Кукла Мартиничка-

Удивительная, как феичка.

Нас любовью согревает

И от всех бед оберегает!

Изготовление:

1. Наматываем нитки на картонку по длинной стороне - красная нить. Это будет женская фигурка. Поверх наматывается белая нить для лица и фартука.

2. Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем.

3. Нижний сгиб разрезаем.

4. Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине - красная нить, разрезаем с двух сторон.

5. Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.

6. Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла, и обвязываем ниткой. Под узел можно положить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получиться круглей. Под головку вкладываем ручки.

7. Перевязываем куколку по талии. Под руками повязываем пояс, фартучек обрезается, чтобы был короче юбки. Мартиничка готова. Аналогично делается мужская фигурка, только основной цвет в ней - белый, а сверху красный. Фигурке перевязывают ножки, нитки рубахи подрезают. Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.

Получилась парная композиция обрядовых кукол Мартиничек.

Во время работы дети проговаривают пословицы о труде.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Какова пряха, такова и на ней рубаха.

Рядись, не стыдись, а работать не ленись.

Умелые руки не знают руки.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.

На бога надейся, а сам не плошай.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком.

Терпенье и труд – всё перетрут.

По мере окончания работы вывешиваем поделки в музей.

Воспитатель: Ребята, какие вы умницы! Красоту такую сделали! Ну, вот и пришла пора прощаться.

Дети: До свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Большой дом» Дата проведения 7.11.16 Воспитатель: Агапова Т. М. Область: Художественно-эстетическое развитие. ООД : Аппликация Тема: «Большой дом» Цель:.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «В гости к солнышку» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» р. п. Дергачи Конспект Непосредственно-образовательной.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Звери в лесу» ТЕМА: «ЗВЕРИ В ЛЕСУ» Задачи: Образовательная область «Художественное творчество»: Закрепление лексической темы «Животные наших лесов» посредством.

Конспект НОД по рисованию пальчиком «Платье для куклы» (группа раннего возраста)Конспект НОД по рисованию пальчиком «Платье для куклы» (группа раннего возраста) Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию На тему: «Платье для куклы». Цель: закрепить умение рисовать пальцем, ритмично нанося.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Фартук для Белогорочки» (средняя группа) Программные задачи: - знакомить детей с элементами узоров белгородской вышивки; - упражнять приемам рисования концом кисти; - учить детей.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Воздушные шарики» (первая младшая группа) Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования на тему:.

Конспект Оодж по художественно — эстетическому развитию «Листья деревьев» старшая группа Конспект ОДД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Листья деревьев» Воспитатель: Силаева О. С. Основная образовательная.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «В поисках клада» .

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Зима в лесу» старшая группаКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Зима в лесу» старшая группа Ступень Ольга ИвановнаКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Зима в лесу» старшая группа. Цель: Продолжать учить рисовать.

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «Вот какая мама — золотая прямо!» (старшая группа)Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «Вот какая мама — золотая прямо!» (старшая группа) О. О. Речевое развитие Художественно — эстетическое развитие Тема: «Вот какая мама — золотая прямо!». Старшая группа Цель: Создание социальной.

Автор публикации:
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ниточки» (подготовительная группа)
Опубликовано: 10 января 2019 в 00:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД