Получи документы

Игра как средство развития общения детей дошкольного возраста

Воронцова Наталья
Игра как средство развития общения детей дошкольного возраста

Аннотация: В данной статье представлена одна из важнейших тем дошкольного образования – развитие общения детей дошкольного возраста посредством игры. Рассматриваются возможности игры, как средство формирования навыков общения детей.

Ключевые слова: общение, дети, коммуникации, игра, воспитание.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Выготский Л. С.

Публикация «Игра как средство развития общения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема общения и межличностного взаимодействия очень актуальна. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в этой сфере. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что близкий друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание развитию эмоциональной и коммуникативной части жизни ребенка. Цель развития навыков общения – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

В работе воспитателя основным вопросом становится определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми [6]. Следовательно, игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста. Игра – является преобладающим видом деятельности дошкольников. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям ребенка систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

Игра – это одно из самых сильных средств социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека [1]. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные (игры с правилами). Международный Форум педагогов-инноваторов «Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе» Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Дуем — дуем», и др.) Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Пузырь» и т. д.).

Подвижные игры – это сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанных с определенными правилами. Для детей игра – это основа развития психологических и социальных навыков. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. Дидактическая игра является многословным, сложным, педагогическим явлением: она представляет собой и игровой метод обучения детей, и форму обучения детей, и самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего воспитания ребенка.

В процессе игры ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает окружающий мир.

Одной из форм организации педагогического процесса является театральная игра. Театрализованные игры могут решать многие задачи, которые касаются формирования выразительности речи, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития творческих способностей [5].

Большое внимание в своей работе я уделяю умению дошкольников действовать сообща в различных игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников.

С этой целью в детском саду используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр - драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Руковичка», «Три поросенка» и т. д.)

Сюжетно-ролевые игры - это первая проба социальных сил и первое их испытание. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними [2].

Так, в нашей группе с детьми проводятся такие сюжетно-ролевые игры, как «Магазин» :

Ребенку даются различные роли, для того, чтобы он лучше смог проникнуть в образ персонажа, используются костюмы и различные атрибуты.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Самостоятельная сюжетная игра – это любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Детей младшего дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого использую кошек, собачек, лисичек, ежат и т. д. [3]. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, я учу ребенка проявлять заботу, сострадание.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни. Вначале малышам предлагаются роли, которые наиболее им близки. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей в игровых сюжетах я использую различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста я подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения. После каждой игры провожу с детьми обобщающую беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания дошкольников. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка [7]. Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, создаются следующие условия: - содержание игр соответствует интересам и возможностям детей; - педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка; - создаются необходимые атрибуты к игре; - предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется. Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.

При помощи игры очень важно создать условие для определённого развития эмоциональных и познавательных процессов дошкольников. Игра способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы. Общаясь со сверстниками дети находят себе настоящих друзей, у детей формируются психические качества, которые необходимы в будущем, в их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей [4].

Список литературы:

1. Копылова, В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В. Б. Копылова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 156-158. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 251 с.

3. Любушкина И. Особенности развития детей дошкольного возраста // МААМ. ру. 2017. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenostirazvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

4. Пигарева, Г. В. Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников / Г. В. Пигарева, Н. Н. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 143-145. — URL : https://moluch.ru/archive/149/41661/

5. Пуйлова М. А., Овсянникова Ю. С. Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 7 (июль). – 0,4 п. л. – URL : https://e-koncept.ru/2017/170147.htm

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 25 с.

7. Ханова Т. Г., Белинова Н. В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество : социология, психология, педагогика. – 2016. – № 5. – С. 84-86.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития общения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2023 в 20:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД