Папки-передвижки

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Ольга Ивановна Хамутько
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №41.

Хамутько Ольга Ивановна,

воспитатель второй младшей группы.

Игровая деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста.

Публикация «Игра как средство социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию ценности детства, как части человеческой жизни. В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и умения правильного поведения, формируется характер. Ребенок обладает правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций, в числе жизненных и социальных прав имеет место быть и право ребенка на игру - главнейшее условие психического, социального, физического его развития [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утверждает основные принципы, одним из которых является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности [9]. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

социально-коммуникативное развитие;

Формой социализации ребенка, в данном случае, может выступать игра [9].

Процесс социализации в младшем возрасте, в соответствии с ФГОС, должен выполнять следующие задачи:

1) научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2) приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3) адаптировать к социальной среде;

4) интегрировать в жизнь общества.

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [3].

Социализация по Л. С. Выготскому – это процесс, направленный на самого субъекта, а не на внешние правила и обстоятельства. Ребенок последовательно овладевает своими психическими функциями и процессами. При этом его социальность проявляется в средствах, при помощи которых он становится субъектом своей психики [2].

Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что дошкольный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, произвольно усваивать, ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка. Когда ребенок идет в школу, вид его деятельности меняется: на смену игровой деятельности, которая была ведущей деятельностью дошкольника, приходит учебная деятельность. Но игра, все же не исчезает совсем, а остается значимой для младшего школьника. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер [7].

Известнейший педагог А. С. Макаренко характеризовал роль детских игр так: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.» [п. 8, с. 12-14].

Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности [Там же].

Детство без игры и вне игры имеет отрицательные последствия. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Согласно Й. Хёйзинги, «игра в чистом виде – это своеобразная академия жизни дошкольника, где происходит воспитание и развитие его культуры. В игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собственного опыта и что обеспечивает связь поколений и усвоение культуры общества.

В игре ребенок – творец и субъект собственной деятельности. Именно в игре формируются ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой» [5], – с этим утверждением Хёйзинги нельзя не согласиться.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека — формирование собственного «Я». Игра — мощнейшая сфера «самости» : самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления, саморазвития [6].

Согласно С. А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:

1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны.

3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры, как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, обучении.

7. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса [11].

На протяжении детства формы и виды игр меняются и усложняются. Сначала это простейшие манипуляции с предметами и ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, начиная со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и, наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры [1].

Педагогам необходимо убрать навязывание детям формальных приемов и навыков игры, диктовку ее темы и условий, распределение ролей. Необходимы понимание игры как исторически сложившейся стратегии развития сознания и личности ребенка и перестройка условий ее организации.

В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Соответственно, можно сделать вывод, что игра - наиболее эффективная форма социализации ребёнка.

Также приходя к выводу, о том, что социализация ребенка осуществляется через игру, следует акцентировать внимание на том моменте, что этот процесс начинается в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Педагогическое руководство игрой является одним из самых важных дел, где проявляется не только профессионализм воспитателя, но происходит развитие инициативы и творчества детей.

В своем исследовании я пришла к выводу, что игра является средством социализации детей. Не зря известный педагог С. Т. Шацкий говорил: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [10].

Список литературы:

1. Баринова, М. Е. Игра как средство социализации дошкольника [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2739.html

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.

3. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.otrok.ru/teach/enc/txt/18/page94.html

4. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

5. Иконникова, С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. - СПб., 1996 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://monsalvatworld.narod.ru/frmanifest/dictionary/namee/heizinga.htm

6. Мелентьева, Н. В. Джордж Герберт Мид. – Современная американская социология. М., Изд-во МГУ, 1994г.

7. Непомнящая, М. Ш. Игра как средство социализации младших школьников [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4033-2012-10-05-14-57-33

8. Уронтаева, Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992г.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155

10. Шацкий, С. Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. / Сост. : В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М., 1989.

11. Шмаков, С. А. Игры учащихся. М. : Издательство «Просвещение», 1994. — С. 96—113.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста Консультация Тема: «Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста». Пашкова Светлана Алексеевна, воспитатель.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель Братчик Е. В. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит.

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста ТЕМА: Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста Задание: Создайте картотеку игр, которые направлены на преодоление.

Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе» Игра - один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Макаренко А. С. Дошкольный возраст является активным периодом.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 19:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД