Лучший педагог года

Игра как средство социализации детей

Оксана Синенко
Игра как средство социализации детей

Основным направлением развития детей младшего дошкольного возраста является – социализация. Так к трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру, игра является основным средством социализации детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Игра как средство социализации детей» размещена в разделах

Считается, что чем сложнее роль по своему социальному содержанию, тем больше знают о ней дети, тем более развита игра. Так в игре «дом», дети отображают содержание ролей «мамы», «папы», «ребенка». Этой позицией определяются и традиционно используемые методические приемы: ознакомление с окружающим (в основном с профессиями взрослых) и подбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей, например, чтобы дети играли в «строителей», знакомим их с профессией, элементарной строительной техникой: кран, трактор, самосвал, экскаватор, с процессом строительства т. п.

Однако такой подход односторонен, только накопление знаний, представлений о социальных ролях взрослых совершенно не достаточно для того, чтобы ребенок мог свободно реализовывать роль в игре, а тем более в совместной игре со сверстниками.

Чтобы правильно строить игру с ребенком, необходимо осуществлять подбор игровых ролей учитывая характер их взаимосвязей. Различают два типа ролей: «взаимодополнительные», которые с необходимостью требуют взаимодействия смс другой ролью, и «независимые» роли, связь которых с другими является более опосредствованной.

Для формирования ролевого поведения мы начинаем совместную игру с детьми используя взаимодополнительные роли, связь которых «открыта», лежит на поверхности. Для начала используем парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике, например, «семейные» роли: мама-дочка, бабушка-внучка, мама-сын, а также пары: доктор-больной, продавец-покупатель, и др. Парные взаимодополнительные роли ориентируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Мы строим совместную игру с детьми, постепенно усложняя ее в следующей последовательности: сначала берем на себя основную роль и втягиваем ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль, в дальнейшем подключаем к игре ребенка беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступаем ее другому ребенку, т. е. ориентируем детей друг на друга, «замыкаем» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

Например, это заранее подготовленная коробка с «медицинским принадлежностями», достаточно три, четыре предмета шприц, фонендоскоп, градусник, надеваем белую шапочку и на виду у детей начинаем играть «приписывая» себе роль «доктора». «Буду лечит. Я – доктор. Здесь больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим. Теперь послушаем тебя». Пообщавшись таким образом с персонажем – игрушкой, мы вовлекаем в игру одного из наблюдающих за ней детей. Хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках игрушка. «Настя. Твоя дочка заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что боли у нее?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей. «Кто теперь хочет быть доктором? Ваня? Надевай халат и шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить.» Непременное условие игры воспитателя с детьми это неоднократное называние своей роли. «Я доктор, я полечу больного мишку». Аналогичным образом развертываются и другие игры, где воспитатель- «продавец», продает игрушки «покупателям» - детям т. п. При этом осуществляются лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание направлено на взаимодействие, ролевой диалог.

Следующим этапом в игре, как в методе социализации, учить детей менять свою игровую роль в зависимости от сюжета, например, побыв «пациентом», стать при необходимости «врачом» и т. д. Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, у детей возникает необходимость включать в него новые роли, мы подсказываем детям возможный сюжет, не включая в игру новых участников, а меняясь ролями или добавляя партнера – игрушку.

«Вести ребенка в мир человеческих отношений одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

От того как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Публикации по теме:

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство социализации детей
Опубликовано: 4 марта 2022 в 18:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД