МААМ-картинки

Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста

Ольга Романова
Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста

В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности, с одной стороны, как непродолжительном эмоциональном состоянии, с другой – формирующейся чертой характера. Система дошкольного образования одной из основных задач ставит «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», что отражено в ФГОС ДО.

Публикация «Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Выявить детей в тревожном состоянии можно по внешним проявлениям в поведении ребенка: постоянное беспокойство, нарушение сна, раздражительность, рассеянность внимания, мышечное напряжение, низкий эмоциональный фон, проблемы с аппетитом, соматические нарушения. Психологами разработаны диагностики, помогающие определить наличие тревожности у детей дошкольного возраста : методика Р. Тэммла «Выбери нужное лицо», тест А. И. Захарова «Страхи в домиках», проективные методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Барашек в бутылке», «Нарисуй свой страх» и другие.

Основными способами коррекции тревожности являются : метод Арт-терапии (изотерапия, игротерапия, фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия); метод телесно ориентированной психотерапии (снятие мышечного напряжения, релаксация, танец, дыхательные гимнастики, массаж); коррекция взаимоотношения родителей и детей; метод аффирмации (многократное повторение одной фразы, с целью возникновения эмоционально-положительного отношения).

Более подробно рассмотрим игротерапию, как один из способов коррекции тревожности у детей. Игротерапия может быть применена для решения двух задач: психологической диагностики и коррекции. В процессе игры можно наблюдать эмоциональные нарушения ребенка; благодаря созданной игровой ситуации дети выражают свои эмоции, переживания, страхи.

Игротерапия зародилась в начале 20 века, как отдельное психотерапевтическое направление и сразу обрела большую популярность в практике коррекционной работы педагогами и психологами. Основоположник детского психоанализа Хуг-Хельмут впервые рекомендовала использовать игрушки в психотерапевтической работе для проявления детьми себя. М. Клейн была первой, кто разработал определенный набор игрушек для осуществления игротерапии : миниатюрные деревянные игрушки, пластилин, ножницы, бумага, карандаши и другое, через которые ребенок мог воспроизводить в реальность свои задумки.

Существует две формы игротерапии : активная, в которой психолог искусственно создает игровую ситуацию для выявления нужных психологических показателей и их коррекции, и пассивная, представляющая собой наблюдения за игрой ребенка без вмешательства.

В работе психолог может использовать игротерапию в индивидуальной и групповой работе. Индивидуальная работа своей целью имеет отработку ребёнком личных психотравмирующих состояний в процессе игры. В свою очередь групповая работа в большей степени направлена на освоение новых социальных ролей и взаимодействие с социумом. Психологами рекомендуется для снижения тревожности у детей применять групповую работу.

Игротерапия подразумевает выполнение определенных требований в работе с тревожными детьми : постепенное включение ребенка в незнакомую для него игру, желательно сначала разрешить понаблюдать со стороны, как играют другие дети; рекомендуется подбирать игры без состязательных моментов; использовать плавный переход от одного вида игры к другому, учитывая игровой опыт ребенка; обсуждать с ребенком правила игры, для предотвращения усиления тревожности; пред началом терапии необходимо установить эмоциональный контакт между психологом и ребенком; игротерапию целесообразно начинать с выполнения релаксационных и дыхательных упражнений.

Л. М. Костина. отмечает, что игротерапию для коррекции тревожности у детей дошкольного возраста можно считать эффективной при получении определенных показателей: уменьшение количества фобий; повышение самооценки; улучшение эмоционального фона; появление навыков социального взаимодействия без проявления тревожных реакций; нормализация уровня требований ребенком по отношению к себе; научение проживания ребенком тревожных ситуаций в самостоятельной игре.

Таким образом, можно сказать, что игротерапия является эффективным способом психологической коррекции тревожности детей дошкольного возраста, что в первую очередь связано со значением игры для ребенка на данном этапе развития.

Публикации по теме:

Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Проблема тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии, поэтому.

Арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет.

Комплекс игр направленные на снижении тревожности и страхов детей с ОВЗ 1. Игра «Морское дно» Цель: снижение психоэмоционального напряжения Ход: - ребята, сегодня мы с вами побываем в удильную разрядку, снвительном.

Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Волшебники» Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. «Волшебники» Цель - снижение уровня тревожности.

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Коррекция тревожности» Цель: снижение уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения. Задачи: совершенствовать.

Консультация «Характеристика тревожности детей старшего дошкольного возраста с СДВГ» В отечественной психолого – педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Р. С. Немов тревожность.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование арт-терапии для снижения тревожности у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: «Использование арт-терапии для снижения тревожности у детей дошкольного возраста» Цель: показать.

Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Дошкольное детство.

Самообразование «Пути преодоления неуверенности и тревожности детей 5–7 лет» Пояснительная записка Психическое развитие личности протекает в основном в детском возрасте и связано с непосредственным воздействием со.

Консультация «Коррекция тревожности у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Коррекция тревожности у детей младшего дошкольного возраста» В современном мире все чаще наблюдается рост нарушений в эмоциональной сфере, начиная с младшего дошкольного возраста, поэтому анализ причин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротерапия тревожности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 14:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД