Получи документы

Игровой комплекс «Игралочка». Игры по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР

Елена Таймолкина
Игровой комплекс «Игралочка». Игры по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Публикация «Игровой комплекс „Игралочка“, Игры по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР» размещена в разделах

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивнойимпульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

Поэтому я, как педагог, придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми в случаях задержки их речевого развития. Считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Работа по развитию мелкой моторики включат в себя следующие блоки:

Пальчиковый игротренинг

Озорной карандаш

Творческие упражнения

Воспитатели в своей работе используют следующие формы организации:

фронтально-организованная подгрупповая деятельность

индивидуально-коррекционная работа

режимные моменты.

1-й блок, пальчиковый игротренинг включает в себя следующие упражнения:

• самомассаж кистей и пальцев рук;

• пальчиковая гимнастика с предметами;

• пальчиковые кинезиологические упражнения.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук

массаж ладони

массаж пальцев рук

Используя массажёры, необходимо соблюдать правила: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти, выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковые упражнения могут быть различными:

1. Упражнения без речевого сопровождения («Гармошка» : пальцы ладошки сходятся и расходятся или «Зеркало» : повторить за взрослым разнообразные движения каждого пальца.)

2. Упражнения на закрепление названий пальцев рук.

3. Народные пальчиковые игры.

4. Кинезиологические упражнения.

5. Упражнения с предметами: катушкой, карандашом, теннисным мячиком, куклами

2-й блок, «Озорной карандаш», включает в себя задания:

• графические диктанты;

• штриховка;

• работа с трафаретами;

• лабиринты;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• рисунок по образцу;

• волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам)

Упражнения 3-го блока были разработаны при активной помощи родителей дошкольников. Это задания творческого характера:

• графические диктанты;

• штриховка;

• работа с трафаретами;

• лабиринты;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• рисунок по образцу;

• волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам)

• пластилиновые игры.

игры с бумагой

игры с песком

Наибольший интерес для детей представляют игры с бумагой, пластилином и песком.

Игры с пластилином проходят несколько приё мов обучения: «мнем и отщипываем», «надавливаем и размазываем», «скатываем шарики, раскатываем колбаски», «режем на кусочки», «лепим картинки», «готовим обед».

Игры с бумагой активно используются педагогами на педагогических тренингах с родителями. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Особенно любимые детьми игры с песком необходимо сопровождать словами: «Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.»

Результаты планомерной систематической работы по развитию мелкой моторики детей с ОНР :

1. Знания, умения, навыки, суждения детей по образовательной области «Речевое развитие» соответствуют программе на высоком уровне освоения

2. Навыки детей, полученные в ООД, режимных моментах, легко переносятся в новую нестандартную ситуацию.

3. Родители принимают активное участие в освоении материала

Для педагогов облегчается планирование, появляется возможность использовать в практике воспитания новые формы работы, прежде всего по таким мало разработанным формам, как организация взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1977г.

2. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Советская Россия, 1979 г.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.

4. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.

Публикации по теме:

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Дидактические игры по развитию мелкой моторикиДидактические игры по развитию мелкой моторики Дидактические пособия по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Развитию мелкой моторики кисти руки уделяется.

Использование нестандартного пособия для игры по развитию мелкой моторикиИспользование нестандартного пособия для игры по развитию мелкой моторики Уже который раз я цитирую слова В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Да известно, что.

Комплекс развития мелкой моторики рук по теме «Зима» Комплекс игр и упражнений на развитие мелкой моторики по теме «Зима». 1этап: развитие движений кистей рук Пальчиковая гимнастика с речевым.

Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук у детей 5–6 лет с ОВЗ «Маленькая страна» Тема: «Маленькая страна» Цель: развитие координированности движений кистей и паль-цев рук, развитие зрительно-моторной координации. Задачи:.

Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук. Известно, раннее детство - самый поддающийся педагогическим.

Консультация психолога «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей 5–7 лет» Игры с формами, разрезные картинки, пазлы по возрасту. Игры с мелкими предметами, конструктором, бумагой..

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие тонких движений, или, как их.

Занятие по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики руки в средней группе для детей с ОВЗ «Волшебные палочки» Тема: «Волшебные палочки» Задачи: 1. Развивать умение сопоставлять предметы по форме цвету, величине, положению в пространстве, видеть существенные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой комплекс «Игралочка». Игры по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР
Опубликовано: 31 июля 2015 в 20:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД