Получи документы

Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями

Нина Погорелая
Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями

Успешное обучение ребенка в школе зависит от положительной мотивации к учебной деятельности. У детей с речевым недоразвитием готовность к овладению грамотой не формируется самостоятельно. Зачастую это связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей положительной мотивации и формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Публикация «Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Как показала практика, использование игровых приемов улучшает результаты коррекционно-образовательной деятельности, программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в течение всего занятия даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.

Использование игровых методов и приемов позволяет решить сразу несколько задач:

1 Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты.

2 Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

3 Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

4 Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

5 Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

6 Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные виды деятельности детей.

Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала. На занятиях по обучению грамоте мною используются различные дидактические игры и упражнения, которые создают эмоциональный настрой у детей, способствуют улучшению речевой деятельности, обеспечивают максимальный развивающий эффект.

Использование дидактических игр и упражнений представляю на примере занятия по обучению грамоте в логопедической группе для детей 6 – 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. (см. презентацию)

Главная задача - научить детей осмысленному, а не механическому чтению, поэтому надо учить детей мыслить логически при изучении букв, фантазировать, конструировать, сравнивать. Стараясь помочь детям быстрее запомнить буквы, я предлагаю им упрощенный объемно-образный алфавит:

1. Буквочки - колеса: О, С, З, Ф, Ю.

2. Лестницы: Н, Е.

3. Заборы: Ш, Щ, Ц, И.

4. Ракеты: Л, Д, А.

5. Ворота: П, М.

6. Грбок, молоток: Г, Т.

7. Жучки, паучки: Ж, Х.

8. Рогатые буквочки: К, Ч, У.

9. Построенные буквочки: Б, Р, В, Я.

Во время ежедневной игры в буквы предлагаю детям выкладывать их из палочек, из крупы (перловка, рис, гречка, лепить из пластилина, обрывать из бумаги, конструировать из веревочки, "оживлять". Для осмысленного усвоения букв, даю задания на сравнение букв с окружающими предметами:

"О" - бублик, колесо, остров, обруч и т. д.

"П" - дверной проем, перекладина, спинка стула, боковины стола и т. д.

"А" - ракета, акробат, лесенка стремянка, конец карандаша и т. д.

Примерные варианты игровых заданий могут быть такими:

1. На что похожа буква? Почему?

2. Найди букву в окружающих предметах.

3. Построй букву из палочек, из любого материала, нарисуй или вылепи.

4. Сконструируй из одной буквы другую (П-М, (О-Ф) и т. д.

5. Фокусы с буквами (закрыть часть буквы листком бумаги, чтобы получилась другая буква (В-З, Д-Л, П-Г) .

6. Конструирование букв из пальцев или частей тела.

7. Рисование картинок из букв.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Публикации по теме:

Логопедические игры для старших дошкольников с речевыми нарушениями Авторская дидактическая игра №1 «Подводный мир» для старших дошкольников с речевыми нарушениями Цель: Развивать речевую активность в ходе.

Игровые технологии в обучении детей правилам дорожного движения ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Введение. Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном.

Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями Богданович Марина Васильевна, Воспитатель логопедической группы, МААДОУ «Детский сад № 75» г. Энгельс. Из опыта работы: «Использование.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Логоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениямиЛогоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями Логоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. В нашем детском саду.

Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями.Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями. Нравственно-патриотическое воспитание сегодня-одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Перед дошкольным образовательным.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Подготовила учитель-логопед МДОУ №1: Искра.

Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 18 января 2017 в 00:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД