Лучший педагог года

Игровые технологии как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития

Наталия Зимина
Игровые технологии как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. На современном этапе игровые технологии представлены в двух формах - направленной (директивной) и ненаправленная (недирективной).

Различия между ними заключаются в функциях и роли педагога. Если в рамках направленной игры он обсуждает с ребенком его чувства, эмоции, действия с игрушками, т. е. выполняет активную роль, то во втором варианте ребенку предоставляется полная самостоятельность; в игре он осознает самого себя, свои достоинства и недостатки, сам преодолевает свои трудности и изживает конфликты. Цель использования игровых технологий - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре ситуации, которые помогут приобрести необходимые коммуникативные навыки при полном внимании и сопереживании взрослого.

Публикация «Игровые технологии как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития» размещена в разделах

Игровая технология - это целенаправленная система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.

Цели игровых технологий создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Данный вид технологий сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем.

Задачи игровых технологий состоят в том, чтобы помочь ребенку: стать более ответственным в своих действиях и поступках;

1. развить более позитивную Я - концепцию;

2. стать более самоуправляемым;

3. выработать большую способность к самопринятию;

4. овладеть чувством контроля

5. развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

6. развить внутренний источник оценки;

7. обрести веру в себя.

Игровые технологии являются ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной, жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности.

Традиционная игра выступает в качестве одного из древнейших образовательных институтов. В отсутствие других форм образования она служит средством и способом обеспечения полной сохранности и передачи от поколения к поколению всех жизненно необходимых навыков. Такая форма приобретения жизненно необходимого игрового опыта соответствовала психологическим поведенческим установкам ребенка, способного лишь в родственном и значимом для него коллективе проявить в наибольшей степени свои лучшие качества.

Применения игровых технологий помогает педагогу :

1. Эффективно работать над развитием коммуникативных навыков дошкольников в двух сферах их контактов с окружающими людьми со взрослыми и сверстниками, а также увидеть особую роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка.

2. Способствовать процессу самораскрытия и познания детьми друг друга.

3. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

4. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.

5. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.

6. Совершенствовать воспитательно - образовательную работу.

Игровая деятельность является ведущей в этом возрасте, поэтому опора на игровые методы формы работы будет в данном смысле наиболее эффективной.

1. Группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;

2. Группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;

3. Группа игр: с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты. Например: «Чей голос?», «Картонные башни», «Тропинка».

Игровая деятельности ребенка - это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль игра может сыграть в развитии ребенка с проблемами в развитии по причине своей доступности. Важной особенностью детей дошкольного возраста является незрелость эмоционально-волевой сферы, социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению. Современная психология и педагогика в поиске эффективных средств развития все больше ориентируются на использование игровой деятельности в процессе воспитания и обучения детей.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Коррекционные возможности игровой деятельности по отношению к ребенку с нарушениями речи, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы.

Игровая деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально - эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций : зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, моторики, речи. Наряду с решением основных задач в игре успешно осуществляется и развитие речи детей. Игровая деятельность с детьми с проблемами развития – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря: мы знакомим детей с названиями предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Игровая деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. В игре значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. Важно отметить роль дидактической игры, которая должна занимать значительное внимание в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игровые технологии являются эффективными в ситуации развития навыков общения дошкольников, особое значение приобретают в работе с детьми с задержкой психического развития включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Исследования, проведенные психологами, социологами, педагогами, биологами и физиологами, а также другими специалистами и учеными, помогают изучению и более активному использованию игровых технологий и включению игры в общественные отношения, в воспитательные формы и методы работы педагогов. Однако наибольшую эффективность в познавательном смысле игра несет на себе именно в детском возрасте. Игровая технология является наиболее эффективным методом коррекционного воздействия и строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем: в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога. Детям с задержкой психического развития свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы.

Используя в работе игровую технологию в развитии детей с задержкой психического развития у детей усилилось эмоциональное восприятие материала, приобрели опыт речевого общения, расширился словарный запас, дети стали выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития
Опубликовано: 30 марта 2024 в 14:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД