Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у дошкольников

Махонина Светлана
Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у дошкольников

Подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории

Махонина Светлана Радиевна

МДОУ №21 «Росинка»

г. Лыткарино.

Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у дошкольников

Сегодня в педагогический лексикон вошло понятие «педагогические технологии». Существуют разные взгляды на раскрытие его значения.

Технология - это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. Беспалько)

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса.

Современное традиционное обучение подразумевает использование определенных общеизвестных классических технологий в специальном образовании. Модернизация системы образования связывается, в первую очередь, с введением в образовательную среду инновационных технологий, целью которых является формирование активной творческой личности, способной к самостоятельному решению проблем. Новация - это само средство, а инновация - процесс его усвоения. Сущность инновационной деятельности заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему.

В спецобразовании все чаще активно используются, преобразуются и разрабатываются современные коррекционно-развивающие технологии, комплексное применение которых позволяет получить положительные результаты в обучении, коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями. Игровые технологии рассматриваются как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса обучения, объединенное общим сюжетом, содержанием и персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс и усвоить учебный материал детям. Все игровые технологии направлены на оптимизацию процесса обучения. Игра имеет важные функции:

- функции социализации, коммуникации и самореализации;

- функция получения представлений об окружающем;

- психотерапевтическая функция;

- диагностическая функция;

- коррекционная функция и др.

1. ЛЕГО - педагогика - новейшее направление в современном образовательно-коррекционном процессе. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность. ЛЕГО - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности. Неоспоримо и удобство в применении ЛЕГО ДАКТА. Конструктор можно использовать на полу и на столе, применять на уроке, в игре, на занятии и не бояться, при этом, его сломать. Важно уметь использовать игровые приемы ЛЕГО на коррекционных занятиях, т. к. работа с этим конструктором значительно повышает мотивацию у детей, учит созидать, активизирует речь, развивает оптико-моторную координацию. Вот некоторые примеры использования ЛЕГО на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения:

- конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок»);

- конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;

- конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, Р - машинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток);

- дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок);

- при помощи ЛЕГО - конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;

- составление схемы предложения в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками (предлогами).

- отрабатывая темы словаря, можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству;

- использование кубиков Лего как подставки под картинки.

С применением Лего-технологии важно отметить повышение мотивации детей на занятии по коррекции звукопроизношения в связи с соблюдением принципа гендерности в обучении.

2. Технология использования самодельных кукол в коррекционно-воспитательном процессе интересна, необычна и оригинальна. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для себя новую игрушку. Большая часть самодельных игрушек - это так называемые образные куклы, отражающие условно обобщенные образы реальной действительности или сказочные фантастические образы. При помощи дидактической куклы всегда легче сформировать внутреннюю мотивацию и познавательный интерес ребенка к учебной деятельности, требующей усидчивости и внимания и превратить кропотливый труд в маленький праздник общения с необыкновенным гостем. Куклы помогают сформировать определенный стиль общения между логопедом и ребенком через игру-сказку. Кукла может предложить задание, загадать загадку, участвовать в диалоге, подвести итог и т. д.

а) Куклы-буквы. Игрушки сшиты из ткани и набиты синтепоном. Образ живого существа создается при помощи пришитых головы и ног. При постановке и автоматизации любого из звуков, соответствующий герой может сообщать тему занятия, предложить игру-звукоподражание, погладить ребенка по руке, по щеке, позвать к зеркалу, закрепляя положительный эмоциональный настрой. Создавая игровые ситуации, кукла-буква может попросить подобрать для нее опр. картинки, определить ее место в слове. Кукла-буква балуясь, может произносить свой звук неверно и предложить ребятам произнести слово правильно.

б) Забавная варежка. Куклу-варежку можно изготовить из ткани, либо использовать готовые гольфы. Нарисовать две лицевые части головы (диаметр 10 см) с изображением артикуляции губ двух противоположных звуков (с-ш; з-ж; о-у; и-ы). Логопед предлагает ребенку слова по теме дифференциации звуков, а ребенок, сгибая и разгибая пальцы ладони, показывает подходящую артикуляцию куклы-варежки (с-ш, з-ж, либо поворачивает ладонь внутренней или наружной стороной (о-у, и-ы) лицом к логопеду.

Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у дошкольников

в) Кукла Бяка-Закаляка. Мягкая игрушка с озорным лицом любит баловаться, давать задания, создавать трудноразрешимые ситуации, хвастаться. В ее руках резиновый ластик, чтобы подтирать детали контурных изображений предметов и букв, а карандаш для того, чтобы «закалякивать», заштриховывать, зачерчивать и дорисовывать детали в заданиях.

Такую куклу особенно удобно использовать для заданий, направленных на профилактику оптической дисграфии.

г) Образная самодельная кукла «Бабушка». Рост-150см. Каркас куклы -деревянная палка крестом. Одежда - кофта, юбка, фартук. Педагог вставляет свои ступни в тапочки, руками держит каркас - кукла движется, поворачивается, наклоняет голову.

Использование куклы на занятиях:

- сюрпризный момент;

- исправление бабушкиных звуковых и грамматических ошибок;

- составление описательного рассказа о Бабушке-кукле и о своей родной баб. ;

- контроль звукопроизношения во время пересказов предложенных бабушкой рассказов и сказок;

- повторение скороговорок и отгадывание загадок.

3. Игровые технологии в логопедии включают огромное количество занимательных дидактических игр, необходимых для коррекции звукопроизношения, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

Интересные методические находки связаны с применением игр на основе обыкновенных кубиков. Серия игр в проекте «Кубигород» позволяет реализовать идею многофункционального дидактического комплекса.

Предложенные игры с кубом предполагают в качестве основной цели автоматизацию заданных звуков в игре.

а) Куб с символами, обозначающими гласные звуки «а, о, у, и, ы, э». Дети подбрасывают куб и произносят слово на заданный на верхней грани куба звук - символ.

б) Куб «Фигуры» На гранях куба изображены геометрические фигуры разных цветов. Подбрасывая куб, ребенок называет фигуру и соответствующий ей по форме предмет (квадратная скатерть, круглый шар, прямоугольная дверь, треугольное печенье)

Цели:

- закрепление представлений о цвете и форме;

- автоматизация звука «Р» в словосочетаниях;

- упражнение в согласовании им. прилагательного с им. сущ.

в) Куб «Столько - сколько». На гранях куба разное количество кружков (1-6).

Дети называют картинку с заданным звуком столько раз, сколько кружков на верхней грани куба.

г) Куб «Кто скорей?» На гранях кубов картинки на опр. заданный звук. Соревнующиеся дети одновременно подбрасывают свои кубики и называют верхние картинки. Выигрывает тот, кто первым назовет все 6 картинок.

д) Куб «Слоги» На гранях куба слоги с заданной буквой (С, СО, СА, СУ) Ребенок читает слог и называет слово на данный слог, либо подбирает картинки на столе.

Повышение активности ребенка посредством включения его в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.

Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на формирование связной речи и лексико-грамматических ее компонентов, на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.

В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.

Игровая организация деятельности дошкольника сокращает сроки коррекции произносительных дефектов у детей. Ведь, не зря говорят, что когда учиться легко, учиться хочется.

Литература:

1. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. М., 2003

2. Инновации - в логопедическую практику. Составитель О. Е. Громова

Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.

Линка-Пресс, М., 2008

3. Сайт www.moi-detsad.ru

Публикации по теме:

ИКТ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Открыв для себя программу Мicrosoft PowerPoint и овладев основами компьютерных знаний мне представилось возможным применить новые методы.

Презентация «Педагогические технологии в ДОУ»Презентация «Педагогические технологии в ДОУ» В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • 23 февраля
  • Искусство
Автор публикации:
Игровые технологии в коррекции звукопроизношения у дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2012 в 01:59
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...