МААМ-картинки

Игры, развивающие речь дошкольника

Эльвира Федирко
Игры, развивающие речь дошкольника

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Федирко Эльвира Ивановна,

учитель – логопед,

МАДОУ «Детский сад №45 «Улыбка»

Успешность обучения в школе зависит от уровня овладения детьми всеми компонентами речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами - все эти учебные действия требуют достаточного развития речи. Поэтому развивать речь ребенка следует с младшего возраста, во время сензитивного периода, когда дети наиболее открыты для разностороннего развития и восприятия различной информации.

Публикация «Игры, развивающие речь дошкольника» размещена в разделах

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

На данном возрастном этапе необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах, работать над высотой голоса – если ребенок разговаривает громко, значит, нужно учить его снижать высоту голоса, и наоборот.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Следует добиваться, чтобы ребенок правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Аналогично подбираются предметы в названии которых есть звуки с-сь, з-зь.

Одновременно в этой игре дети упражняются в падежном управлении слов.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить их так же. Следить за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения – двух-, трехсложные.

На данном возрастном этапе целесообразно обогащать словарь предметов, действий, признаков, поощрять любые попытки повторять за взрослым слова и фразы, читать наизусть потешки, песенки, стихотворения.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение, они способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача взрослых на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подражать речи взрослого. Одновременно вести работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание уделяется группам свистящих (с, сь, з, зь, ц, шипящих (ж, ш, ч, щ, сонорных (л, ль, р, рь).

Поймай звук

Взрослый произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички).

Подбери словечко

Взрослый предлагает ребенку подбирать слова, которые начинаются на заданный звук. Например, на звук – И - : иголка, ива, индеец.

Для пополнения словарного запаса ребенка данного возраста можно поиграть в такие игры :

«Что делает?»

Лампочка … (горит, светит, мигает)

Доктор … (смотрит, лечит, делает укол)

Расскажи о предмете

Ложка какая? (большая, деревянная, твердая)

Стол какой? (большой, деревянный)

Назови одним словом

Платье, майка, носки – это… (одежда)

Картошка, капуста, свекла – это… (овощи)

Игрушки

Про какие игрушки можно сказать «моя, моё, мой, мои»?

Назови ласково (с мячом)

Стол – столик, мяч – мячик, яблоко – яблочко.

Где сидит птица

По картинке определяем расположение птицы. «На заборе. В дупле. Рядом с деревом».

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз.

Найди и назови нужное слово.

Взрослый предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

звук "C"

Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

Домик над рекою,

Светлой полосою

В окнах огонек,

На воду он лег.

(А. Плещеев. “ На берегу”)

звук "З"

На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

(А. Власов. “Почему?”)

Кто лучше слушает?

Вариант 1.

Взрослый говорит: “Я буду называть слова, а ты будешь поднимать руку лишь тогда, когда услышишь слова со звуком ш. Какой звук? А теперь будешь поднимать руку тогда, когда услышишь слова, в которых есть звук "ж". Подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Вариант 2.

Взрослый предлагает двум подбирать слова: сначала со звуком "ш", затем – со звуком "ж".

То же можно проделывать и с другими парами звуков: с-з, с-ц, ч-щ, ч-ть и т. д.

Слова могут звучать громко и тихо.

Цель – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить ребенка различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Заучить чистоговорку. Например

В уголок Аленка села,

У Аленки много дела.

Взрослый предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

Для своевременного развития грамматического строя речи рекомендуется играть в следующие игры :

Кто как передвигается

Взрослый. Кто летает?

Ребенок. Птицы, мухи, жуки.

Взрослый. Кто плавает?

Ребенок. Акулы, рыбы, киты.

Я, он, она, они.

Словоизменение глаголов. Например, бежать. Я бегу, он бежит, она бежит, они бегут.

Посчитай-ка.

Согласование числительных с существительным.

Предлагается посчитать предметы. Например, платье. Одно платье, два платья, пять платьев.

Скажи какой?

Относительные прилагательные. Варенье из слив – сливовое, а из яблок? Яблочное. И т. д.

Скажи наоборот

Обогащение словаря антонимов.

Особое внимание следует уделять выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает, какой звук есть во всех этих словах. Ребенок называет звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч".

Назови первый звук в слове.

Взрослый показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После можно дать задание определить, с какого звука начинаются имена друзей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко: не –зэ-, а -з-.

Назови последний звук в слове.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Подумай, не торопись.

Словарный запас в этом возрасте уже сформирован, дальше ребенок будет добирать слова из мультфильмов, рассказов, во время словесных игр.

По дороге домой.

Предлагается ребенку описывать все предметы, мимо которых он проходит. Например, это высокий серый девятиэтажный дом. У него два подъезда и много окон. На крыльце сидит рыжая собака.

Развиваем грамматический строй речи.

Из чего сделано? Мяч из кожи – кожаный, ваза из стекла – стеклянная.

Чей хвост? Чей хвост у зайца – заячий, у лисы чей нос – лисий.

Скажи наоборот.

Самолет взлетает, а наоборот – приземляется, я вхожу, а ты … (выходишь).

Узкий – широкий, длинный – короткий, толстый – тонкий, гладкий – шероховатый и т. д.

Литература:

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 2001.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982.

Публикации по теме:

«Развивающие игры В. В. Воскобовича в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста» Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя, ребенок развивается, познает мир, людей. Задача педагогов ДОУ –.

Анкета для определения уровня овладения ИКТ-компетенции педагогов ДОУ Уважаемые коллеги! Заполните, пожалуйста, данную Анкету с целью определения направления развития информационной службы детского сада и оказания.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы для детей с общим недоразвитием речи III уровня Тема: "Формирование операций анализа предложения на основе наглядно-графических схем у детей с общим недоразвитием речи" Цель: -Продолжать.

Конспект логоритмического занятия с детьми первого года обучения «Что нас ждет в школе» .

Конспект логоритмического занятия с детьми первого года обучения «Что нас ждет в школе» Конспект логоритмического занятия, с детьми первого года обучения. Автоматизация звуков ККь «Что нас ждет в школе» Подготовили: ПодставкинаН.

Конспект занятий по развитию связной речи с детьми подготовительной группы ОНР III уровня Конспект занятий по развитию связной речи с детьми подготовительной группы ОНР 3 ур. Тема: «Составление рассказа: Февраль последний месяц.

Конспект занятия по выявлению уровня овладения речевыми умениями и навыками «Путешествие в страну Вообразилию»Конспект занятия по выявлению уровня овладения речевыми умениями и навыками «Путешествие в страну Вообразилию» Тема: «Путешествие в страну Вообразилию» Цель: выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков. Задачи: Образовательные: • обогащать.

Развивающие игры по развитию речи в младшей группе. Развивающие игры по развитию речи с детьми младшей группы. Авторы: Федорова Оксана Михайловна-воспитатель ГБДОУ №38 Красногвардейского.

Консультация для воспитателей «Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста. Логические блоки Дьенеша» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Сравнительные результаты мониторинга уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям детьмиСравнительные результаты мониторинга уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям детьми В рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования был проведен мониторинг образовательного процесса через раскрытие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры, развивающие речь дошкольника
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 16:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД