МААМ-картинки

Индивидуализация посредством организации предметно-развивающей среды в ДОУ

ирина долгушина
Индивидуализация посредством организации предметно-развивающей среды в ДОУ

Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Уважаемые коллеги!

Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково?

Конечно, нет!

Почему? Ответ очевиден.

Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны.

Публикация «Индивидуализация посредством организации предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах

Во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.

Массовое обучение не когда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка?»

Конечно кто – то может возразить:

- А, что плохого в устоявшейся структуре, она никогда ни кому не мешала.

Трудно с этим не согласиться. Но в настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка.

Среди методологических принципов, на которых строится российское образование в XXI веке, важное место занимает принцип индивидуализации. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Концепция модернизации образования выделяет принцип индивидуализации, как один из ведущих методов образования.

Давайте по рассуждаем над понятием индивидуализация

Перед тем, как дать определение индивидуализации, вспомним некоторые необходимые термины :

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. (Короче. это``конкретный человек'' от рождения до смерти.) Индивид - исходное состояние человека в развитии

Личность- это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Индивидуальность-это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Субъект- активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид.

Объект- то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.

Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании

Индивидуализация образования Индивидуальный подход в образовании

Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности Цель: организация процесса передачи

суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности Способы общения: прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

Тактика: сотрудничество и партнерские отношения Тактика: диктат и опека

«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий «Хороший ребенок» следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Вывод:

При индивидуальном подходе от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы /стандарта, требований программы. Инд. подход распространяется на небольшую часть детей группы.

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Индивидуализация и РППС

Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника

Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. (консультант или наблюдатель, или помощник, или соучастник).

Индивидуализированный способ взаимодействия педагога с воспитанником помогает достичь ребенку успех, радость достижения, ориентирует на продвижение вперед.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

• Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

• Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания,соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

• 3) Полифункциональность материалов предполагает :

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

ВАРИАТИВНОСТЬ

4) Вариативность среды предполагает :

• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

ДОСТУПНОСТЬ

5) Доступность среды предполагает :

• доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

БЕЗОПАСНОСТЬ

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников

Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды

• Пространство, где находятся дети в течение дня, делится на специально организованные зоны : развивающая зона; зоны отдыха,в т. ч. зоны уединения; игровые зоны; зона перевоплощений; учебная зона; зона развития трудовых и бытовых навыков; зоны проб; зона достижений; зона презентаций; зона “сброса”.

• РАЗВИВАЮЩАЯ зона – это пространство, которое насыщено разнообразным материалом обучающего характера. Дети могут избирательно реагировать на него. Кому-то этого количества достаточно, кому-то хочется больше, а кто-то может вообще его проигнорировать. Задача данной зоны – помочь ребенку информационно насытиться в той мере, в какой ему необходимо. В этой зоне находятся специальные стеллажи и шкафчики, где игровой обучающий материал может находиться как в открытом варианте, так и в закрытом, “сюрпризном”. Например, один из шкафов может представлять собой стеллаж с ящичками, в которых раскладываются материалы по развитию речи, математике, окружающему миру. В нижних ярусах – задания попроще, чем выше расположены ящички, тем сложнее в них задания. Ребенок заранее не знает, какие задания сегодня находятся в каждом ящике, потому что каждый раз с определенной периодичностью педагоги меняют задания, таким образом, постоянно стимулируя интерес ребенка.

• Тем не менее, существуют и ЗОНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ЗОНЫ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ. Это как раз те места, куда ребенок может поместить свои работы, как признанные им в качественном плане, где ребенок может проявить себя, как человек, достигнувший определенного успеха. В этих зонах помещаются те работы, которые показывают определенный уровень достижений ребенка.

Организация ЗОНЫ развития БЫТОВЫХ И ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ помогает в решении различных педагогических задач – от тренировочных упражнений по развитию мелкой моторики до развития навыков самообслуживания и самоорганизации. Эта зона может быть представлена специальным стеллажом, где расположены необходимые материалы для ручного труда мозаика, пластилин, дощечки, стеки, глина, салфетки, стаканчики, формочки, краски, бумага, кисти и т. п. Рядом расположены столы, на которых дети могут осуществлять разнообразную прикладную деятельность, оснащенные необходимыми подставками, различными поверхностями (например, для рисования, для вбивания гвоздей, для лепки из глины).

• ЗОНЫ ОТДЫХА И УЕДИНЕНИЙ помогают ребенку в регуляции своего эмоционального состояния, дают возможность дошкольнику переключаться, обособиться. Это могут быть специализированные стационарные “уголки отдыха” с набором мягких подушечек, пуфиков, отделенные тканью по типу будуара или всевозможные “домики”, которые могут возникать стихийно, достаточно просто накинуть легкое полотно (или специальный чехол) на столы.

• ЗОНА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ дает возможность ребенку попробовать себя в разных ролях, буквально примерить разные типы поведения, стили общения, что значительно расширяет ассортимент его коммуникативных возможностей. Эта зона насыщена элементами костюмов различных персонажей (животных, птиц, людей, вымышленных созданий). Зеркало и маленькая “гримерка” помогут перевоплощению еще больше. Хорошо, если в группе есть подиум, с его помощью возможна личностная коррекция. Подиум может использоваться и как место ПРЕЗЕНТАЦИЙ детских работ, выполненных индивидуально или группой.

• ЗОНА “СБРОСА” - это не статичное место, а ситуативно организованное пространство, где в определенное время дети могут пошуметь, покричать, активно бесконтрольно подвигаться, сбрасывая накопившееся напряжение. С этой целью можно использовать спортивный зал во “внеурочное” время, как правило, во вторую половину дня. Это может быть и “мешок для шума”, куда ребенок может просто покричать.

• УЧЕБНАЯ ЗОНА – это специально организованное пространство с наличием парт и доски – как элементов школьной атрибутики. В этой зоне могут проходить занятия по подготовке к школе со старшими дошкольниками. Наличие в этой зоне библиотечки для самостоятельного чтения, стеллажей для самостоятельной работы в альбомах и по карточкам помогают развитию самоорганизованности.

• ИГРОВЫЕ ЗОНЫ – оборудованные “уголки” или комплексы, позволяющие детям реализовать свои потребности. Это всевозможные “Парикмахерские”, “Магазины”, “Кафе”, “Квартиры”, “Кухни” и т. д. Это и места для игр с водой и песком, конструкторами, строительным материалом. Игровые зоны должны быть насыщены игрушками для детей с учётом их возраста.

Деловая игра «Лукошко с проблемами»

Далее для конкретизации проблем, связанных непосредственно с проблемой обустройства групп, ведущий семинара предлагает участникам игровое упражнение «Найди ошибку в обустройстве среды группового помещения».

На интерактивную доску поочередно выводятся слайды с фотографиями групповых помещений детских садов, на которых представлены наиболее характерные проблемы в наполнении пространства групп для детей старшего дошкольного возраста.

Обозначим эти проблемы:

1. нефункциональность, громоздкость мебели и оборудования;

2. «школьное» обустройство группы;

3. статичность размещения мебели;

4. применение в обустройстве группы крупных маркеров игрового пространства, типичных для наполнения групп младшего дошкольного возраста;

5. среда группы преимущественно «девичья»;

6. смешение в одной группе разностильной мебели и оборудования (не эстетичное сочетание деревянной мебели и яркого пластика, использование деревянной мебели, диссонирующей по фактуре и текстуре) ;

7. устаревший дизайн и т. п.

Педагогам предлагается заглянуть в педагогический сундучок. В сундучке находятся особенности предметно-развивающей среды. Каждая группа берет из сундучка один лист с вопросами и отвечает на него письменно.

Вопросы:

1. - От чего, зависит предметно-развивающая среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

- Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

3. - Назовите принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ. (Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть : • содержательно-насыщенной, развивающей; • трансформируемой;

• полифункциональной;• вариативной;• доступной;• безопасной;

• здоровьесберегающей;• эстетически-привлекательной.)

4. - Какие цвета сочетаются со всеми? (Белый, серый, черный).

Мы перечислили особенности предметно - развивающей среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е. И. Тихеева).

Далее ведущий семинара предлагает каждому участнику побыть в роли эксперта и оценить развивающую предметно-развивающую среду групп ДОУ по следующей технологии:

Технология оценки развивающей предметно-пространственной среды группового помещения

Выберите из представленных вариантов ответов тот, который соответствует реальному устройству среды группового помещения в образовательном учреждении. Оцените эффективность обустройства предметно-пространственной среды по оценочной шкале.

1. Организация целостного группового пространства

1.1. Устройство целостного группового пространства:

а) монофункциональное дробление пространства (членение пространства на отдельные уголки и зоны по конкретным видам деятельности с отдельной стабильной учебной зоной) ;

б) полифункциональная организация пространства ( выделение трех зон: рабочей, активной, спокойной) .

1.2. Обустройство внутреннего пространства группового помещения:

а) жесткое зонирование группового пространства с четкими границами уголков (зон) ;

б) гибкое зонирование пространства с подвижными межзональными границами.

1.3. Устройство рабочей зоны:

а) классно-урочная учебная зона со школьной расстановкой парт и доминирующим учительским столом;

б) трансформируемая компоновка рабочего пространства, его оборудование легкими подвижными столами, отсутствие доминирующего педагогического стола.

1.4. Безопасность и гигиеничность пространства:

а) отсутствие травмоопасных предметов и объектов;

б) соблюдение санитарно-эпидемического режима уборки и проветривания помещения.

1.5. Педагогические подходы к размещению материалов и оборудования в групповом пространстве:

а) витринность (недоступность материалов и оборудования или неудобство их использования детьми) ;

б) функциональность;

в) непривлекательность, ветхость и статичность материалов;

г) эстетическая привлекательность, новизна и сменяемость материалов.

Ключ перевода ответов в балльную систему оценки:

Номер вопроса Варианты ответа / баллы

1.1 а – 0; б – 1

1.2 а – 0; б – 1

1.3 а – 0; б – 1

1.4 а – 0; б – 1

1.5 а – 0; б – 1; в – 0; г – 1

Итого:

Интерпретация:

6 баллов – в группе созданы оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса, задача педагогов – придерживаться выбранной тактики в дальнейшей работе;

4–5 баллов – в группе в основном предприняты попытки создания эффективной образовательной среды, но имеются пробелы в обустройстве целостной функциональной предметно-пространственной среды, которые необходимо устранить;

менее 4 баллов – вам следует настоятельно задуматься о подходах к обустройству целостного группового пространства и педагогической целесообразности образовательной среды.

После оценки развивающей среды группы, педагоги обсуждают полученные данные и формулируют выводы по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ

Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе детского сада.

Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ предметно-развивающей образовательной среды Анализ предметно-развивающей образовательной среды. При организации предметно-развивающей образовательной среды в группе «Звездочка» учитывалась.

Характеристика компонентов предметно — развивающей среды Характеристика компонентов предметно – развивающей среды. Групповое помещение условно подразделено на зоны, что позволяет использовать помещение.

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста Слайд 2 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 7) определяет направление.

Индивидуализация предметно-пространственной среды в старшей группе общеразвивающей направленности ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 8 «НЕЗНАЙКА» Роганова Г. В. Все дети, как известно, разные, и каждый.

Оформление предметно-развивающей среды Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, зависит успешность ребенка, его принятие.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.

Отчет об организации предметно-развивающей среды в ДОУОтчет об организации предметно-развивающей среды в ДОУ При организации предметно-пространственной среды я руководствуюсь ФГОСДО, программой МБДОУ. Организовывая предметно-пространственную развивающую.

Презентация предметно-развивающей среды Комментарии Развивающая предметно-пространственная среда В подготовительной группе «Б» «Капельки» С целью создания предметно - пространственной.

Проект предметно-пространственной развивающей средыПроект предметно-пространственной развивающей среды Актуальность темы Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация посредством организации предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 15 июня 2016 в 06:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД