Лучший педагог года

Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития

Наталья Романова
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития

1. Пояснительная записка

Актуальность разработки программы обучения и развития воспитанников, имеющих умственную отсталость, обусловлена следующими проблемами:

необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;

отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей с УО;

Публикация «Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития» размещена в разделах

Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности воспитанников.

Предлагаемая программа развития и обучения детей с УО, построена на общих принципах коррекционной педагогики.

Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми :

• Костиным Амилем

• Рыжовым Глебом.

Программа составлялась с учетом особенностей детей.

Общее речевое развитие :

Не понимают обращенной к ним речи. В экспрессивной речи произносят отдельные звуки, звукокомплексы. Пассивный словарь обиходно – бытовой.

• Малочисленная жестовая символика.

• Несформированность импрессивной стороны речи.

• Несформированность жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.

• Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.

• Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.

Особенности эмоционально-волевой сферы

В контакт не вступают, не обращают внимание и не отвечают на инициативу взрослого, в ответ на попытку со стороны взрослого наладить контакт проявляют негативные эмоции (плачут, кричат) или остаются безучастными. Эмоциональный фон детей характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью.

Особенности межличностного взаимодействия со взрослым.

• Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.

• Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.

• Существенное снижение устойчивой работоспособности.

• Присутствие негативизма и отторжения помощи (отталкивает, злится, может перестать выполнять задание).

• Очень низкая мотивация общения и обучения.

Различные дефекты развития, психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия воспитанников приводят к трудностям обучения в следствии :

• состояния здоровья;

• несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;

• дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дети не показывают радость, когда приходят в детский сад, не радуются похвале (улыбке взрослого, одобрению и др., не реагируют на других детей, часто проявляют негативизм. Элементарные бытовые навыки, такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом не сформированы, детям требуется большая помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы.

На основании выше изложенного создана индивидуальная программа обучения.

Программа разработана на основе :

1)Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой,

2)«Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Москва «Просвещение» 2003

3)Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет, автор Н. В. Нищева.

Цель программы - создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.

Задачи программы :

развитие сенсорно - перцептивных процессов и двигательных функций;

развитие коммуникативных умений;

развитие графических действий;

• активизация познавательной деятельности и речи.

Форма проводимой работы

Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.

Длительность программы

Общая нагрузка составляет ююююююю часов в неделю (ююююю часа в год).

Способы взаимодействия

Данная программа предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

2. Содержание программы

Содержание программы обусловлено целями и задачами коррекционно-развивающего обучения, состоянием психофизических характеристик воспитанников, «зоной актуального развития», а также резервом организма, его сохранных функций.

Темы занятий подобраны таким образом, чтобы охватывались все направления индивидуального развития воспитанников и носят комплексный воздействующий характер. Основными условиями и факторами обучения являются собственная деятельность обучающегося и сотрудничество с взрослым. Обучение имеет практическую направленность, предполагающую доступную деятельность (предметная, игровая и т. д., с помощью которой осуществляется познание окружающего мира, с одной стороны, и обеспечивается использование и закрепление умений, навыков, с другой, формируется социальный опыт ребенка.

Особенность организации коррекционного процесса предполагает включение на каждом занятии коррекционных упражнений на развитие мелкой, общей моторики, массаж пальцев рук с речевым комментарием или мимическим движением, обязательными физическими паузами, зрительной и дыхательной гимнастиками. Форма обучения предполагает отработку и закрепление приобретенных навыков и умений.

Занятия с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния воспитанников. В этом случае программа подвергается корректировке.

Содержание программы обучения и воспитания включает следующие образовательные области:

1. Физическое развитие

2. Социально-коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Речевое развитие

5. Художественно-эстетическое развитие

2.1. Режим подготовительной группе компенсирующей направленности

Прием и осмотр, игры 7.30-8.20

Утренняя гимнастика 8.20-8.30

Подготовка к завтраку, дежурство 8.30-8.35

Завтрак 8.35-8.55

Самостоятельная деятельность, игры 8.55-9.00

Занятия 9.00-11.00

Второй завтрак 10.10

Самостоятельная деятельность, игры до 11.00

Подготовка к прогулке 11.00-11.15

Прогулка 11.15-12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.30-12.45

Обед 12.45-13.10

Подготовка ко сну 13.10-13.15

Дневной сон 13.15-15.15

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры. Игры, Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, развлечения 15.15-15.40

Подготовка к полднику 15.40-15.45

Полдник 15.45-16.00

Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность, развлечения 16.00-16.45

Подготовка к прогулке 16.45-17.00

Прогулка 17.00-18.00

Уход детей домой до 18.00

Продолжительность одного занятия 30 минут.

Условия реализации программы

Для эффективного проведения данной программы необходимо :

Набор игрушек

Канцелярские товары: цветные карандаши, краски: акварель, гуашь, кисти, бумага, пластилин, клей.

Наглядно-демонстрационный материал, аудиозаписи, мультимедийные презентации.

Структура занятия (тьютор дублирует занятия воспитателя)

Вводная часть (создание мотивации).

Основная часть.

Заключительная часть.

Итог всего занятия.

1 часть:

Условия воспитания :

1. Здоровье - поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. В процессе выполнения режимных моментов осуществлять принцип единства предъявляемых к ребёнку требований. Требовать от него социально-принятых норм поведения: слушать взрослого, смотреть в глаза при разговоре и т. п.

Требовать от детей аккуратного выполнения действий, связанных с самообслуживанием: мытьё рук перед едой, пользование салфеткой после еды и т. п.

2. часть:

Задачи, игры и приемы работы по основным линиям развития ребенка

1. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно в быту:

•в спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);

•в ванной (умываться; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);

•во время еды.

•одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

•приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);

•продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды).

2. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым и сверстниками в новых условиях.

Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь?» и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и "Вы", по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я ….».

Закрепить представление о том, что они мальчики. Учить обозначать себя словом: «Я». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я -сынок»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?", Почему?" и т. п.

(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, во время которой он играет, пишет, читает, рисует и фото членов его семьи).

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).

Учить адекватно, использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.

Формирование основных способов усвоения общественного опыта:

продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.

3. Физическое развитие и физическое воспитание

развитие общих движений :

• учить делать вдох через нос, а выдох - через рот;

развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);

• -совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);

• учить ходить "гусиным шагом" (приподнимая высоко колени);

• учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);

• учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы;

• учить ударять по мячу ногой из положения, стоя, попадая в "ворота";

• учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;

• чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);

• учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;

• учить бросать мячи в цель двумя руками;

• учить ловить мячи разного размера;

• учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.

4. Познавательное развитие :

Сенсорное воспитание :

Учить детей, выделять предмет из общего фона. Учить различать объемные формы (куб, шар). Учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы. Знакомить детей со словами шар, кубик. Учить детей, проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки. Учить складывать из 2-3 частей разрезную картинку. Учить детей, воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый, зеленый, синий.

Пространство и время.

• формировать представления о временах года, частях суток.

развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Ознакомление ребенка с окружающим миром проводить по следующим разделам:

• формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине).

• учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)

• учить целостно, воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

• учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);

учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);

Формирование активной речи:

•делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

•расширение понимания речи (Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мячит корова?» и т. д. стимулировать формирование первых форм слов. Выражать свои потребности словами «дай пить», «бай-бай» и др. Формировать двусловные предложения).

Развитие мелкой моторики рук :

• пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;

работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);

• учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;

формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;

рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые.

5. Продуктивные виды деятельности:

Рисование - рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки».

Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п.

Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти).

Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.

Рисовать по подражанию.

Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.

Лепка

• лепить предметы круглой формы разной величины,

развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»,

• прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»).

• учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Аппликация - создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки».

• учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.).

продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».

Конструирование

• учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);

• учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;

воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

• учить готовить и убирать рабочее место.

10. Трудовое воспитание.

• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);

учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).

Основные средства и способы организации коррекционно-развивающей работы :

1. Артикуляционная гимнастика

(с элементами дыхательной) : выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой 3-5 раз в день.

3. Мимическая гимнастика выполняется 3-5 раз в день

4. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.

5. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится по тетради логопеда и дефектолога. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-развивающей работы :

проговаривание слогов,

упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;

самомассаж рук;

упражнения на развитие моторики

3 часть: работа с родителями.

осуществлять постоянное взаимодействие с родителями: консультирование, беседы, контроль за выполнением заданий специалистов;

осуществление принципа единства требований и подходов в процессе воспитания и образования ребёнка;

контроль за проведением медико-профилактических мероприятий (посещение ПНД).

4. Технологический аспект.

Посещение подготовительной группы компенсирующей направленности пять раз в неделю.

Индивидуально-коррекционные занятия – 3 раза в неделю по 25 минут.

Занятия с учителем-логопедом в подгруппе детей и индивидуально – 3 раза в неделю.

Занятия по развитию игровой деятельности, рисованию, лепке, физическому воспитанию – в подгрупповой форме с воспитателем.

Литература

1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». Москва «Просвещение» 2003

2. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – М., 2012.

3. «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. /СПб., 2014.

Публикации по теме:

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников» Учет индивидуальных особенностей детей. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического.

Адаптивная модель коррекционного обучения и воспитания В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее как ЗПР) уделяется значительное внимание,.

Рабочая программа Пояснительная записка. Одним из важных направлений в работе с детьми 4-5 лет является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера-это.

Рабочая программа для развития мелкой моторики «Умные ручки» Цель работы: развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Содержание рабочей программы направлено на.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет) Рабочая программа по дополнительным платным услугам Группа речевого развития «Семицветик» Возраст детей 3-5 лет. Срок реализации программы.

Рабочая программа по кружку ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер.

Рабочая программа «Рукодельница» Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей "Рукодельница". Предназначена для детей 8-12 лет, данная программа.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Эссе «Современный ребёнок» (взгляд на современных детей, проблемы, современные задачи воспитания, обучения и развития детей) Получив педагогическое образование в 90-х годах, я длительное время не работала по специальности. Спустя много лет, вернувшись в систему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития
Опубликовано: 4 мая 2017 в 09:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД