Получи документы

Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет)

Людмила Искра
Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет)

Рабочая программа по дополнительным платным услугам

Группа речевого развития «Семицветик»

Возраст детей 3-5 лет.

Срок реализации программы – 1 год

Составитель:

Учитель-логопед Искра Л. Н.

2016 г

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Публикация «Рабочая программа по дополнительным платным услугам, Группа речевого развития (3–5 лет)» размещена в разделах

В современных условиях задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, его неповторимости и самобытности.

Реализация рабочей программы дополнительной платной услуги «Семицветик» (далее – Программа) направлена на решение этих задач.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Адресат Программы – дети младшего и среднего дошкольного возраста – 3-5 лет.

Объем и срок освоения Программы – 1 год. Программа реализуется с октября 2016 г. по май 2017 г.

Время реализации для детей младшей группы - 8 часов, для детей средней группы – 10 часов 40 минут. Деятельность по Программе организуется 1 раз в неделю.

Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности - Программа реализуется в различных видах детской деятельности – игровой, продуктивной.

Отличительная особенность Программы

Программа носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в ходе реализации Программы, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Новизна Программы в том, что ее реализация проходит в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной Программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к продуктивной деятельности - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности Программы.

1.1. Актуальность Программы :

Актуальность Программы в том, что в настоящее время большинство детей имеют проблемы речевого развития именно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи, такие как О. С. Ушакова, А. Н. Корнев, В. М. Акименко, А. Г. Арушанова и др., выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию речевой деятельности интеллектуальных способностей, а также сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

1.2. Цели и задачи Программы.

Цель: развивать речь детей через укрепление мелкой моторики рук в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук;

-развивать навыки продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);

- развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

- развивать познавательные психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

1.3. Принципы, положенные в основу Программы.

Содержание Программы строится на следующих принципах:

- Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

- Принцип доступности - развитие ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе развития детей.

- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.

- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

1.4. Характеристики особенностей развития детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

От 3 до 4 лет

Активность, самостоятельность ребенка 3-4 лет способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх. Возрастные особенности детей 3–4 лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например посуда, одежда, мебель). Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с элементарными навыками гигиены и труда. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями.

От 4 до 5 лет

Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная, интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

1.5. Планируемые результаты реализации Программы :

В результате освоения Программы у детей :

Развита речь.

Развита артикуляционная моторика;

Развита мелкая моторика рук;

Развиты навыки работы с бумагой;

Развито умение следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов;

Развито внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия.

Развиты навыки культуры труда;

Развиты коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.

Формы отслеживания и фиксации результатов.

Мониторинг проводится 2 раза в год – в начале организации деятельности по Программе (октябрь) и в конце (май).

Форма фиксации результатов – таблица «Ведомость наблюдения за освоением Программы»

Ведется Календарный график организации детской деятельности,

журнал посещаемости.

Организуются выставки работ детей.

1.6. Материально-техническое обеспечение

Для организации детской деятельности используется кабинет (или музыкальный зал)

Кабинет оборудован электронными образовательными ресурсами:

• Магнитофон.

• Фотоаппарат.

• Ноутбук.

• Проектор.

Дидактический материал:

• Презентации.

• Фотоальбомы.

• Книги.

• Художественная литература.

• Атрибуты для игр.

Материал и инструменты для деятельности с детьми

- цветная бумага различной фактуры, салфетки, вата, крупы, картон, клей;

- пластилин;

- простые и цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель;

- кисти, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;

2. Организация деятельности по Программе.

Программа рассчитана на 1 год. Для успешного освоения Программы численность детей в группе должна составлять не более 12 воспитанников. Деятельность проводится для детей 3-4 лет по 15 минут, для детей 4-5 лет – 20 минут.

Примерный тематический план реализации Программы :

№ Тема деятельности Кол-во минут

3-4года 4-5 лет

1. Овощи 1 15 20

2. Фрукты 1 15 20

3. Грибы 1 15 20

4. Ягоды 1 15 20

5. Осень 1 15 20

6. Осенние листья 1 15 20

7. Перелетные птицы 1 15 20

8. Одежда 1 15 20

9. Обувь 1 15 20

10. Головные уборы 1 15 20

11. Зима 1 15 20

12. Новый год 1 15 20

13. Зимующие птицы 1 15 20

14. Домашние птицы 1 15 20

15. Домашние животные 1 15 20

16. Дикие животные 1 15 20

17. Транспорт наземный 1 15 20

18. Транспорт воздушный 1 15 20

19. День защитника отечества 1 15 20

20. Семья 1 15 20

21. Весна 1 15 20

22. Женский праздник 1 15 20

23. Посуда 1 15 20

24. Подводный мир 1 15 20

25. Продукты питания 1 15 20

26. Животные жарких стран 1 15 20

27. Животные холодных стран 1 15 20

28. Рыбы 1 15 20

29. День Победы 1 15 20

30. Цветы 1 15 20

31. Насекомые 1 15 20

32. Лето 1 15 20

Итого: 32 занятия. Итого: 32 Х 15 минут = 480 минут = 8 часов

Итого: 32 Х 20 минут = 640 минут = 10 час. 40 мин.

3. Методическое обеспечение Программы.

Для развития моторики рук в различных видах детской деятельности используются следующие приемы, игры и упражнения:

- самомассаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание);

- аппликация, пластилинопластика.

В детскую деятельность включаются разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Каждая встреча состоит из трё х частей:

1. Вводная игровая часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, логоритмики

2. Основная часть – творческая работа детей, которая включает в себя лепку, рисование, изготовление и оформление поделок.

3. Заключительная часть – рефлексия, т. е. самоанализ выполненной работы, аутотренинговые упражнения, заучивание коротких стихотворений.

Особенности организации деятельности:

1. Перед каждой встречей следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.

2. В середине встречи целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.

3. Начинать встречу следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.

5. Предоставить возможность ребенку самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.

6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.

7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.

8. Следить за соблюдением правильной осанки.

9. Закончить встречу следует на оптимистичной ноте.

Методы, используемые в процессе деятельности.

Применяются такие методы, как

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

Практические – упражнения, игровые методы,

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Используются нетрадиционные техники:

- акварель;

-рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование;

-печать по трафарету.

Список литературы.

1. Цвитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2011.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры –М. : Айрис Пресс, 2008

3. Новиковская О. А. Стихи для развития речи –М. : Астрель, 2008

4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников- АСТ, 2011 г.

5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» - ООО «Карапуз - дидактика», 2007 г.

6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:планирование, конспекты.

Публикации по теме:

Рабочая образовательная программа для детей от 1,5 до 2-х лет в группе раннего развития «Вместе с мамой» Рабочая образовательная программа для детей от 1,5 до 2х лет В группе раннего развития «Вместе с мамой» Разработана воспитателями :.

Рабочая программа для воспитанников 5–6 лет старшая группа Краткая презентация программы Рабочая программа для воспитанников 5-6 лет, старшей группы «Солнышко» МДОУ «Детский сад №8 «Сказка» разработана.

Программа речевого развития во второй группе раннего возраста Введение «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Рабочая программа для развития мелкой моторики «Умные ручки» Цель работы: развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Содержание рабочей программы направлено на.

Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–4 лет «Цветные ладошки» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Задачи художественно- творческого развития детей 3-4 лет 3. Перспективное тематическое планирование.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Танцевальная студия «Колокольчики». Возраст детей 4–5 лет I. Пояснительная записка. У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста.

Рабочая программа (старшая группа) Содержание I.Целевой раздел Обязательная часть Пояснительная записка Нормативно-правовая база Цели и задачи Принципы и подходы к формированию.

Рабочая программа старшая группа (от 5 до 6 лет) ОГЛАВЛЕНИЕ № Наименование разделов стр I. Целевой раздел 2-12 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2-3 1.1.1 ВВЕДЕНИЕ 1.1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ.

Рабочая учебная программа (средняя группа) Рабочая учебная программа (средняя группа) Разработали: Погодина Н. В., Воронина И. В. Содержание рабочей программы Паспорт программы I. Целевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет)
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 15:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД