Информационная карта актуального педагогического опыта

Наталья Новикова
Информационная карта актуального педагогического опыта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Ф. И. О. автора: Новикова Наталья Анатольевна

2. Город (район): город Белгород

3. Образовательное учреждение: МБДОУ ЦРР – детский сад № 66

4. Занимаемая должность: воспитатель

5. Тема педагогического опыта: «Развитие исследовательских навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проектного метода»

6. Уровень опыта по степени новизны: в сочетании обучающих, игровых практических форм работы.

Теоретической основой для построения работы выступает программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой

Практико-методологическая сторона опыта основывается на содержании основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой; материалы по исследованию проектного метода Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, Т. С. Ладоги, М. Б. Зуйковой; труды А. И. Савенкова.

Новизна опыта заключается в формировании устойчивого интереса у детей посредством включения проектного метода в структуру исследовательской деятельности.

7. Цель педагогического опыта:

Основная цель: развитие исследовательских умений и навыков у дошкольников посредством включения их в проектную деятельность.

Основные задачи:

• Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним;

• Развивать у детей собственный познавательный опыт и умение отображать знания в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей, пиктографического письма);

• Развивать инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

• Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• Обучать детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• Формировать и развивать у детей дошкольного возраста умения и навыки исследовательского поиска.

8. Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов):

Основным направлением работы над опытом стал системный подход в развитии исследовательских умений и навыков у дошкольников:

- создание предметно – развивающей среды в группе и на территории ДОУ;

- обеспечение взаимодействия с детьми, педагогами, родителями воспитанников.

Диапазон опыта рассчитан на проектно-исследовательскую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в течении двух лет

Основные компоненты системы работы:

• Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора:

Формы:

• Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми через учебно-игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• Индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска;

• Тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований;

• Коллективный исследовательский проект – предполагает формирование и совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей;

• Самостоятельная исследовательская практика детей – происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска;

• Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты своей работы и других детей.

Методы:

• Проблемный метод – решение поставленной задачи, создание продукта деятельности;

• Практический метод – проектно–исследовательская продуктивная деятельность (статья в экологической газете; бюллетень «Зелёный доктор»; выпуск книжек-малышек; оформление альбома «Золотые рецепты»);

• Наглядный метод – использование карточек с методами исследования, дидактических игр, дидактических пособий, видеоматериалов;

• Словесный метод – активизация слухового восприятия, внимания;

• Игровой метод – где исследовательское поведение целенаправленно реализуется через игру (сюжетно-ролевая игра «Учёные»);

• Метод проектов – направлен на решение практической задачи;

• Методы исследования – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск:

• - «подумать самостоятельно»;

• - «спросить у другого человека»;

• - «посмотреть в книгах»;

• - «посмотреть по телевизору»;

• - «понаблюдать»;

• - «провести эксперимент»;

• - «получить информацию с помощью компьютера»;

• - «связаться со - специалистом».

Стиль педагогической деятельности: диалог педагога и ребенка, культурное воздействие.

Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: демократический стиль общения педагога с детьми, основанный на личностно – ориентированном взаимодействии друг с другом, а также включение в обучающий процесс игровых методов и приемов, сюрпризных моментов, поощрения, положительная оценка деятельности. Совместное выполнение практических действий, самоконтроль на основе игр, бесед, упражнений.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Опыт реализуется в условиях детского сада, в котором создана необходимая материально-техническая база: подобран перечень дидактических картинок и иллюстраций, перечень детской художественной литературы, изготовлены дидактические настольные игры, организация творческой и исследовательской деятельности развивающей направленности.

Необходимые запреты и ограничения (чего ни в коем случае нельзя делать):

Запретов и ограничений для детей нет.

Результативность:

Показателем результативности опыта является повторная диагностика уровней познавательных способностей, творческого воображения и творческого мышления, коммуникативных навыков детей и развитие способностей к исследовательской деятельности.

В результате проектной деятельности дети научились самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий по этой проблеме, оформлять результаты исследований в определённый продукт, делать ему презентацию, смело высказывать свои суждения о предметах и явлениях. У детей обогатилось и расширилось представление об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность. Дети научились работать сообща, договариваться.

Преимущества этого опыта: системный подход, творческое взаимодействие с детьми и родителями воспитанников, активное взаимодействие с социальными и культурными институтами детства.

9. Кто и когда изучал. Опыт был представлен на уровне детского сада № 66 города Белгорода: Протокол педагогического совета от 26.08.2010 № 5

10. Экспертное заключение. Обобщить опыт.

11. Последователи. нет

12. Эффективность опыта. Материалы опыта направлены на интегративный подход к обучению и развитию детей в группах компенсирующей направленности.

13. Выводы, рекомендации: рекомендовать предлагаемый опыт для изучения педагогами дополнительного образования, воспитателями города Белгорода.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

План работы кружка «Абвгдейка»План работы кружка «Абвгдейка» Из серии материалов "Обучение грамоте старших дошкольников". Еще недавно я работала со старшими дошкольниками и вплотную занималась темой.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Информационная карта актуального педагогического опыта
Опубликовано: 19 октября 2012 в 20:42
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...