Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Елена Моросеева
Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Если я чем-то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

А, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Система образования предоставляет детям с особыми образовательными потребностями достаточно широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения.

Опросы родителей показывают, что в качестве учреждений, наиболее полно удовлетворяющих потребности семей, они называют центр коррекции – детский сад, психолого-медико-педагогический центр и детский сад компенсирующего вида.

Это означает, что родителей, в первую очередь интересует качество коррекционно-развивающей работы с детьми. Вместе с тем большая часть родителей считают наиболее перспективной комбинированную форму интеграции (52,2%).

Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.

Однако в методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определенному виду, принятых в мае 2007 года, указывается что «сегодня практически не разработан механизм осуществления Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.

Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю», или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание новых методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это, прежде всего партнеры.

В инклюзивных детских садах специалисты проводят много времени внутри группы и занятия построены на взаимодействии внутри группы. Основная идея – наладить социальную жизнь детей. Однако приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается.

Инклюзивный детский сад решает кроме основных и специфические задачи:

квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство.

Необходима просветительская работа с педагогами и родителями о представлении и понимании того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционного образования:

1). Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.

2). Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса.

3). Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).

В 2011 году в Москве прошла международная конференция, посвященная инклюзивному образованию.

Конференция в Московском городском психолого-педагогическом университете называлась «Инклюзивное образование: методология, практика, технология». Она прошла в рамках комплексной программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год.

Мероприятие вызвало большой интерес специалистов, представителей общественных организаций.

Его целями был обмен опытом с зарубежными коллегами, анализ отечественной практики, обсуждение организационно-методологического обеспечения, организационно-управленческих вопросов, подготовки кадров и социокультурных практик.

На конференции присутствовали ведущие эксперты из Канады, Германии, Испании, Норвегии и Финляндии.

Инклюзивному образованию в России было посвящено выступление к. псих. наук, директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ С. В. Алехиной. Она обратила внимание на активное распространение практики инклюзивного образования в столице и регионах.

Ряд специалистов затронули основные проблемы инклюзивного образования в России:

- отсутствует нормативное регулирование;

- нет гибких образовательных стандартов;

- нет индивидуальных программ обучения;

- инклюзия не встраивается в процесс изменения всего образования;

- нет достаточного взаимодействия социальных и образовательных учреждений;

- дефицит программ и дидактических пособий для обучения ребенка с ОВЗ в условиях массовых учебных заведений.

Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем и на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже.

В результате обзора Интернета и методической литературы можно прийти к выводу, что большинство российских ДОУ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности групп детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности. Специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят. Педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы: советов спрашивать не у кого.

Я затронула тему инклюзивного образования, так как сама являюсь воспитателем в ДОУ коррекционного типа.

В моей средней группе в этом году из 14 детей: 1 ребенок с нарушением эмоционально-волевой сферы; 1 ребенок с ЗПР; 1 ребенок с логоневрозом; 1 ребенок с аутоагрессией; 1 ребенок с гиперактивностью и 1 тяжелейший ребенок аутист с глубокой умственной отсталостью, который посещает группу до обеда в сопровождении мамы. Остальные дети у нас с разным уровнем ОНР. Вот она инклюзия в чистом виде.

У нас очень много трудностей в работе. Справляемся, как можем, специальной подготовки для работы с такими детьми у нас нет, только у дефектолога – логопеда. Особые трудности вызывает работа с ребенком аутистом. Адаптация этого ребенка была очень длительной и трудной. Он очень долго (2-3 месяца) не обращал на нас никакого внимания, кричал, его деятельность была очень стереотипной: кружился, дергал руками. В наших занятиях он не участвует (с ним работает дефектолог индивидуально, только получает социализацию в обществе детей. В последнее время стал немного контактировать с нами – педагогами. С удовольствием приходит в группу, выбирает любимые игрушки. Я могу взять его за руку, что-то сказать и он меня слышит, реагирует. Мы очень довольны прогрессом. Отдельно надо сказать о выработке терпимого отношения к особому ребенку у детей группы. Вначале дети смеялись над ним, не принимали. Мы пресекали такое поведение и постепенно дети стали более терпимыми, пытаются включить его в свои игры.

Конечно, кроме воспитателей с нашими ребятами работают все специалисты: логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, педагог-методист.

У нас собрано несколько папок с информацией по инклюзии и по «особым детям» в помощь педагогам. Там подобраны подшивки по аутичным детям, по адаптации сложных детей в ДОУ, о воспитании ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью, о детях с аутоагрессией. В детском саду собрано много подшивок разных журналов.

Мы для себя поставили следующие воспитательные задачи:

- укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

- обеспечение прав детей и родителей на получение необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;

- осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;

- исправление, компенсация нарушений психофизического развития;

- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей познавательных, речевых, моторных и социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

Кроме наших развивающих комплексных занятий по программе ДОУ мы организуем свободное время дошкольников, делаем их досуг содержательным, опираемся на сотрудничество с семьей.

Возникновению атмосферы взаимопонимания, терпимости и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями:

- дни открытых дверей;

-родительские собрания;

- игровые семинары;

- совместные экскурсии;

- заседания родительского клуба;

- консультации со специалистами ДОУ и др.

Воспитанники нашего детского сада – активные участники городских, областных, международных выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня.

Во время декады инвалидов были проведены следующие мероприятия:

1. Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»;

2. Спортивный праздник в зимнем лесу «Если с другом вышел в путь»;

3. Экскурсия в детскую библиотеку «Мир русских сказок»;

4. Музыкальный калейдоскоп «Минута славы»

Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Детство – важнейший период

человеческой жизни:

не подготовка к будущей жизни,

а самая настоящая, яркая.

самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.

(Весь использованный материал подобран из накопленных материалов и подшивок нашего ДОУ и из опыта работы)

инклюзивного образования, которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и нормально

развивающихся детей».

В связи с этим возникает потребность в организации особого вида ДОУ, реализующих инклюзивное образование».

Публикации по теме:

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи»Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи» Вот и закончилась 4-дневная стажировка по теме "Организация и содержание деятельности службы ранней помощи". Очень интересные лекции с практическими.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Опубликовано: 29 мая 2013 в 16:21
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о новогодних поделках (совместное творчество детей и родителей)
Фотоотчёт о новогодних поделках ( совместное творчество детей и родителей) Зима у всех ассоциируется с новогодними праздниками и подарками. У всех...
Музыкальное развлечение «Славное море Байкал»
Цель: развивать природоохранные инициативы детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: расширить представление детей об охране природы;...
Новогодние игрушки из фетра: ежик, заяц и пингвин.
Для изготовления ежика понадобится фетр коричневого цвета - иголки, желтого - для мордочки, тела и лапок, синий, черный, оранжевый, зеленый цвет -...
Экскурсия в «Центральную детскую библиотеку» (фотоотчет)
Мы с ребятишками старшей группы посетили нашу «Центральную детскую библиотеку» 14 декабря. Нам рассказали, что такое библиотека. Что такое библиотека?...
Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических...
Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4-6 лет «Путешествие со Смешариками»...