бочко кристина
Конспект занятия в рамках инклюзивного образования
Бочко К. 1
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что образова-ние могут получить все дети независимо от ограничений возможностей их здоровья [8]. Инклюзивное образование включает в себя обучение детей с ограниченными воз-можностями здоровья в обычном учебном заведении.
Публикация «Конспект занятия в рамках инклюзивного образования» размещена в разделах
Т. Н. Гусева под инклюзией понимает процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них» [4].
Инклюзивное образование, по мнению Т. Г. Туркиной, (англ. inclusion - включе-ние, включающее образование, совместное обучение, это форма обучения каждого че-ловека, независимо от его интеллектуальных, физических, эмоциональных, социаль-ных, языковых особенностей, в которой он получает возможность обучаться в общеоб-разовательных учреждениях [7].
Для людей с ограниченными возможностями здоровья в данном случае форми-руются определенные условия: перепланировка классных помещений, специальные модифицированные методики обучения, учебный план, методы оценки.
Согласно п. 27 ст. 2 ФЗ-273 «Об образовании РФ», инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом раз-нообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [8].
Обучаясь в специализированном учреждении для инвалидов дети с ограничен-ными возможностями здоровья изолированы от окружающего мира, реальных собы-тий, общества, что ограничивает их развитие. Такие дети также нуждаются в воспита-нии, образовании и общении со сверстниками, как и здоровые их сверстники.
Здоровые дети, включенные в инклюзивное образование, проявляют больше со-переживания, сочувствия и понимания, так называемую эмпатию). В общении с деть-ми с ограниченными возможностями здоровья они проявляют больше терпения, ком-муникативных навыков, что актуально для современного общества с выраженным чувством толерантности. Иерархические проявления в инклюзивном образовании снижаются в данных учебных коллективах.
Главной задачей развития инклюзивного образования, по мнению С. В. Алехи-ной, является подготовка руководящего состава инклюзивных образовательных учре-ждений, специалистов и педагогов, работающих в области включающего (инклюзив-ного) образования [1].
Инклюзивное образование, как пишет С. Стабс, должно включать в себя раз-личные методические подходы к обучению с целью удовлетворения потребностей де-тей как здоровых, так и с ограниченными возможностями здоровья. При успешном их внедрении преподавание и обучение будет более эффективным, а значит успешным во всех смыслах обучения и развития подрастающего поколения [6].
Н. Н. Малофеев выделил восемь принципов инклюзивного образования :
ценность каждой личности не зависит от его достижений и способностей;
каждая личность способен думать и чувствовать;
каждая личность имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
каждый нуждаются друг в друге;
истинное образование осуществляется лишь в контексте настоящих взаимо-отношений;
каждая личность нуждается в поддержке и дружбе сверстников;
для каждого обучающегося достижение прогресса проявляется в том, что он может сделать;
многообразие усиливает все стороны жизни каждой личности [5].
Задачи инклюзивного образования включают всех детей в образовательную си-стему и обеспечивают их равноправие.
По мнению Е. А. Вишняковой, тьюторство является важным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на каждого ребенка системы сопровождения в условиях инклюзивного образования. Тьютор в инклюзивном образовании - это по-мощник, осуществляющие физическое сопровождение педагог, специалист, проводя-щий дополнительные занятия. Главная задача тьютора заключается в поддержке каж-дого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной и воспи-тательной деятельности, стремлении социализировать его, научить жизни в окружаю-щем мире, среди сверстников [3].
К преимуществам инклюзивного образования М. Р. Бритянова относит новый социальный подход к инвалидности, разнообразие, развитие личности и социальные навыки, самоопределения и самостоятельности, развитие равных прав и возможностей. Инклюзивные школы должны доказать, что все дети могут достигать успеха, если ока-зывается своевременная и целенаправленная помощь. Они дают возможность обучения в атмосфере равенства, сочувствия, сотрудничества, социальной справедливости и единства. Инклюзивное образование должно расширять профессиональные знания, умения и навыки педагогов, требует от них новых, более гибких форм и методов обу-чения, разработки специальных учебных программ, эффективных для всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья [2].
Помимо преимуществ в инклюзивном образовании М. Р. Бритянова выделила и недостатки: отсутствие в настоящее время гибких образовательных стандартов, несо-ответствие учебных планов общеобразовательной школы особым потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие возможностей специальной под-готовки педагогов, а значит отсутствие представлений об особенностях психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Также отме-чается недостаток материально-технического оснащения общеобразовательных школ под нужды «особых» детей, отсутствие «безбарьерной среды» (отсутствие пандусов, специальных лифтов, учебного, реабилитационного и медицинского оборудования, оборудованных учебных мест. В настоящее время в штатном расписании общеобразо-вательных учреждений отсутствуют дополнительные ставки сурдопедагогов, логопе-дов, педагогов-психологов, тифлопедагогов и медицинских работников. К недостат-кам автор также относит безграмотность современного общества, предубеждения, не-достаток знаний, страх, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мыш-ления, низкая заработная плата педагогов, неравномерное распределение ресурсов [2].
С. В. Алехина считает, что существуют серьезные проблемы использования но-вых информационных технологий в образовательном процессе, обусловленным опре-деленными факторами:
- отсутствие в рамках учебного заведения информационно-технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения, модифицированного на осно-ве использования современных технологий для детей с ограниченными возможностя-ми здоровья, учитывающих цели и задачи обучения, индивидуальные потребности обучаемых;
- отсутствие технологической инфраструктуры, учитывающих особенности ин-клюзивного образования : удобство использования, доступность, гибкость, экономиче-ская доступность, рентабельность [1].
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов должно создавать специальную коррекционно-развивающую среду, обеспечивающей комфортные условия и в то же время равные с обычными детьми возможности в получении образования в рамках специальных образовательных стан-дартов, оздоровление и лечение, обучение и воспитание, коррекцию нарушений разви-тия, социальную адаптацию.
Учитывая положительный опыт Швеции, Норвегии, Дании, к внедрению ин-клюзивного образования в нашей стране необходимо подходить постепенно и осто-рожно. Обсуждение данной проблемы длилось многие годы прежде чем внедрить ее в общеобразовательные школы. Очень важно формирование толерантного отношения общества, хорошее финансирование с целью создания благоприятной развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый ребенок должен учиться комфортно, эффективно, вести целенаправ-ленную работу с педагогом, обученным взаимодействовать с детьми с особыми по-требностями. Работа с родителями здоровых детей также очень важна. Они должны понимать роль инклюзивного образования и все его положительные и отрицательные стороны, дать время для адаптации к данной ситуации, попросить подготовить своих детей к обучению с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учить их толе-рантности и терпению.
Таким образом, под инклюзивным образованием понимается форма обучения каждого человека, независимо от его интеллектуальных, физических, эмоциональных, социальных, языковых особенностей, в которой он получает возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях. Можно сделать вывод о слабой работе законода-тельства, регламентирующего права детей с ограниченными возможностями здоровья, неэффективность разработанной программы по предоставлении работы для выпускни-ков с ограниченными возможностями. Очень важно овладение педагогами новыми компетенциями, подготовка местного сообщества, родителей и детей. Важно найти подход к родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, поддержать и помочь им.
Список литературы
1. Алёхина С. В. Инклюзивное образование : история и современность / С. В. Алехина. – М. : Первое сентября, 2013. - 33 c.
2. Бритянова М. Р. Инклюзивное образование / М. Р. Битянова; – М. : Классное руководство и воспитание школьников, 2015. – 218 с.
3. Вишнякова Е. А. Методические рекомендации с моделями тьюторского со-провождения по обучению детей с ОВЗ / Е. А. Вишнякова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. – 66 с.
4. Гусева Т. Н. Инклюзивное образование / Т. Н. Гусева. - М. : Школьная книга, 2010. — 272 с.
5. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специ-ального образования в России Н. Н. Малофеев. - М. : Просвещение, 2011. – 119 с.
6. Стабс С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах / С. Стабс. - М., 2002. – 89 с.
7. Туркина Т. Г. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / Т. Г. Туркина, М. Ю. Перфильева, Ю. П. Симонова, С. А. Прушинский. - М. : РООИ «Перспектива», 2012. - 63 с
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. – 29.10.2019.