МААМ-картинки

Инклюзивное образование. Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья

Алеся Самочернова
Инклюзивное образование. Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья

Самочернова А. А. ,

старший воспитатель,

Изгагина М. В.,

Воспитатель,

МАДОУ детский сад № 50

г. Ревда

Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование в России уже не редкость. Во всех дошкольных организациях есть дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, которые воспитываются и обучаются вместе с остальными детьми.

Публикация «Инклюзивное образование, Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В письме Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» указывается на статью 2 часть 16 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», в котором впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а сточки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК 2.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 «под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий., и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3.

Иначе говоря, самое общее и основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство – это создание специальных условий образовательной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в общество.

На уровне дошкольной организации, это следующие условия:

кадровое обеспечение (педагоги и специалисты с квалификацией и специальной профессиональной подготовкой,

материально-техническая среда (в том числе доступная среда,

организационно-педагогическое обеспечение (реализация образовательных и адаптированных программ,

комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы (индивидуальный подход, поддержка эмоционально-волевой сферы).

Важно понимать, что дети с ОВЗ – это не только дети-инвалиды. Врачи выделяют два типа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов :

с нарушением в развитии,

с отклонениями в развитии.

Помимо педагогической классификации, выделяют 8 групп ОВЗ:

отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии,

нарушение слуха (слабослышащие, глухие,

задержка психического развития (ЗПР,

проблемы со зрением (слабовидящие, слепые,

нарушения в работе опорно-двигательного аппарата,

речевые отклонения,

расстройства общения и поведения, множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

Нам бы хотелось акцентировать внимание на категории «с нарушениями речи», поскольку с этими детьми в основном работают наши педагоги. С самого начала, когда ребенок только приходит в детский сад в возрасте 3 лет, самый первый его собеседник – это воспитатель. Конечно, воспитатель не имеет профессиональных навыков в области логопедии и не может диагностировать какое-либо отклонение. Но он ведет индивидуальную карту развития. К 5 годам подключается учитель-логопед и если необходимо, психолог, которые в сотрудничестве осуществляют коррекционную работу (реализация адаптированной образовательной программы).

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ ведется в разных направлениях:

- развитие физического здоровья,

- развитие познавательных качеств,

- развитие социально-коммуникативных качеств,

- развитие художественно-эстетических качеств.

Также, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения детей, педагоги помогают участвовать им в конкурсах различного уровня и направления: интеллектуальные, творческие, спортивные.

Из опыта работы: в 2018 году был организован муниципальный инклюзивный марафон «Дари Добро», направленный на поддержку детей с ОВЗ, развития их интеллектуального, творческого и физического потенциала. В конкурсе приняли участие огромное количество детей с ОВЗ, в том числе и дети нашего детского сада. В ходе подготовки к конкурсу было много репетиций, обсуждений, планов. Работа проходила в сплоченном коллективе детей и взрослых : учитель-логопед отрабатывала сценическую речь, музыкальный руководитель ставила голос, инструктор по физической культуре занималась расстановкой артистов на сцене, психолог помогала справиться с волнением и неуверенностью). В конкурсе участвовали как дети с ОВЗ, так и нормальные дети, что положительно влияло на детские взаимоотношения в группе и во всем детском саду. Участие в таких конкурсах позволяет осуществлять социальную адаптацию: дети постоянно чувствуют свою нужность, ощущают внимание, заботу, участия и соучастия. Как показывает практический опыт, в процессе организуемой совместной деятельности и общения формируются устойчивые дружеские отношения между детьми, стирается грань между «особенными» и «нормальными» детьми.

На сегодняшний день, в детских садах, в том числе и в нашем, большинство воспитателей уже прошли повышение курсов квалификации по направлению «Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации».

В качестве организационно-педагогического обеспечения, нашими воспитателями и специалистами (музыкальный руководитель, учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре) разработаны и реализуются адаптированные программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Таким образом, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, осуществляя комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, а также специально созданные условия помогают педагогам добиваться высокого качества инклюзивного образования.

Список литературы

1. Посохова С. Т. Социально-психологические аспекты диалогического взаимодействия дошкольников с разными возможностями здоровья//Детский сад : теория и практика, 2015, № 6 с. 68-81.

2. Письмо Минобрнауки России № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», 2016 г., https://www.garant.ru/

3. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г., https://www.consultant.ru/

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Доклад на тему: «Развитие.

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы,.

Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья Данная методика необходима для того, чтобы составить общую картину развития ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста с.

Использование камешков Марблс в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием камешек Марблс. Задачи:.

Консультация для педагогов «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для педагогов «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья»Воспитатель Киреева Наталья Сергеевна МАДОУ детский сад.

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.

Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Андреева Евдокия Константиновна, педагог –психолг.

Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.

Трудности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Трудности родителей,воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья В связи с увеличением в последние десятилетия количества.

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование. Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 22 мая 2019 в 13:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД