Получи документы

Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО

Елена Казакова
Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО

Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на инклюзивное образование. Оно предполагает открытие интегрированных групп в детских садах с принятием в них «особых» детей. Инклюзия подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с возрастной нормой развития.

Публикация «Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО» размещена в разделах

Согласно письму Минобразования России от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях». Чем раньше ребенку предлагается коррекционная и образовательная помощь, тем быстрее ребенок с отклонениями достигает равного и близкого возрастной норме уровня общего и речевого развития – данное положение – первостепенная задача интеграции детей раннего возраста, а в дальнейшем ведет к успешному включению в среду нормально развивающихся сверстников.

В системе дошкольного образования России одна из форм организации данной интеграции – создание в ДОУ смешанных групп, в которых одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями развития. Интегрированные группы в детском саду комплектуются с учетом количественного соотношения, которое четко регламентировано Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13). Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности составляет не более 15 детей, в том числе не более четырех детей с тяжелыми нарушениями речи.

Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ осуществляется по индивидуальному образовательному маршруту с учетом основных общеобразовательных программ и психофизических особенностей таких обучающихся.

В нашей ДОО была разработана вариативная программа для детей с ОНР (тяжелыми нарушениями речи).

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО. На первый план в ней выдвигается функция доступности образования для каждого ребенка вне зависимости его особенностей. Она обеспечивает становление и социализацию личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на реализацию его потребностей, исходя из индивидуальных особенностей.

Цель программы – развитие системы инклюзивного образования в РФ, удовлетворяющей потребностям в современном и качественном образовании детей, в том числе с ОВЗ.

Задачи программы:

– сформировать нормативную правовую, образовательную и методическую базы инклюзивного образования;

- создавать условия развития толерантного отношения к лицам с ОВЗ в создании подрастающего поколения;

- создавать единую образовательную среду для детей, в том числе детей с ОВЗ;

- разрабатывать индивидуальные образовательные направления для детей с ОВЗ на основе углубленной педагогической и психологической диагностики;

- обеспечить эффективность процессов коррекции и социализации детей с ОВЗ.

В настоящее время выделяются категории детей с нарушениями развития, одним из которых является тяжелое нарушение речи (первичный дефект – недоразвитие речи). Имеющиеся у детей отклонения приводят к недостаткам общей и мелкой моторики, нарушению умственной работоспособности, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения влияет на весь ход дальнейшего развития ребенка. Дети с серьезными нарушениями речи вялые и равнодушные, безвольные. У них отмечается бедный пассивный и активный словарь. Речь проста, состоит из простых предложений; нарушен грамматико-синтаксический строй речи. Дети иногда замыкаются в себе, плохо анализируют и обобщают, у них трудно развивается образное мышление. В большинстве случаев дети с нарушениями речи не могут давать словесный отчет своей деятельности, не могут устанавливать причинно-следственные связи, быстро утомляются и возбуждаются.

При работе с детьми с нарушениями речи большое внимание уделяется именно развитию речи и речевой активности. Необходимо учитывать сложность дефекта, распределять детей для логопедической работы на подгруппы по уровню развития речи. Необходимо применять игры на развитие мелкой моторики. Во время работы с детьми надо избегать их перенапряжения. Задания выбираются пассивные, но с усложнением и проговариванием.

Запрещается заставлять и принуждать детей к деятельности. Любое занятие должно включать коррекционные задачи, желательна артикуляционная гимнастика и логоритмика (либо элементы логоритмики) с опорой на учебный материал каждого направления. Занятия по подготовке руки к письму и на листе бумаги начинают проводить в более раннем возрасте по сравнению с нормой.

Базовые ценности, на которые опирается инклюзивное образование :

- каждый ребенок – личность;

- учиться могут все – необучаемых детей нет;

- каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

- запрет на дискриминацию в любой форме;

- право каждого человека на участие в жизни общества (инклюзивное образование обеспечивает возможность общения и вовлечения людей в социум на равных условиях;

- терпимость друг к другу (готовность жить вместе, в мире друг с другом; принятие людей со всеми их недостатками);

- воспитание в духе толерантности, понимаемой как «гармония в многообразии».

Инклюзивный подход в дошкольном образовании реализуется через :

- признание для общества равной ценности всех воспитанников и педагогов;

- снижение уровня изолированности некоторых групп воспитанников;

- изменение педагогических методов работы образовательной организации таким образом, чтобы оно могло полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих ее;

- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для всех воспитанников;

- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех воспитанников ДОУ в целом, а не только какой-либо одной группы;

- понимание того, что различия между воспитанниками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

- признание роли ДОУ не только в накоплении знаний, умений и навыков в различной образовательной деятельности, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;

- признание того, что инклюзия в образовании – один из аспектов включения в общество.

Ожидаемыми результатами от реализации вариативной программы станут:

- стабильное функционирование ДОО;

- гармонизация отношений внутри общества и принятие в него любого человека вне зависимости от его особенностей;

- соответствие образовательного процесса заявленным образовательным услугам, обеспечивающим доступность и качество образования для детей с ОВЗ;

- современные предметно-развивающая специальная среда и материально-техническая база, позволяющие решать задачи инклюзивного образования, а именно реабилитации, развития и социализации детей с ОВЗ;

- стабильное функционирование службы мониторинга (мониторинг развития высших психических функций);

- положительная динамика реабилитации, развития и социализации воспитанников;

- динамика мотивации родителей (законных представителей) на взаимодействие и оказание им системы комплексной психолого-педагогической и социальной помощи, испытывающим трудности в воспитании и обучении детей с ОВЗ;

- профессиональная компетентность педагогов в вопросах социализации и образования детей с ОВЗ.

Следовательно, в условиях инклюзивного образования каждый человек – полноценная единица общества с присущими ей функциями, задачами, потребностями и возможностями.

Список использованной литературы:

Андреева А., Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду// Дошкольное воспитание. 2012.№6.

Бенилова С. Ю. и др. Методические рекомендации для интегрированных групп детского сада: Пособие для педагогов детского сада. М., 2009.

Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2011.

Инклюзивное образование : методология, практика, технологии:

Материалы Международной научно-практической конференции. (20-22 июня 2011, Москва).

Казьмин А. М. и др. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2011.

Поневаж Е. В. Коррекционная и инклюзивная среда : сложности работы воспитателя // Воспитатель ДОУ. 2015.№2.

Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов/ Под ред. М. М. Семаго. М., 2012.

Сиротюк А. С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М., 2014.

Публикации по теме:

Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. Формирование общих речевых навыков у детей осуществляется учителем-логопедом,.

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Инклюзивное образование в ДОО МБУ детский сад №162 «Олимпия» г. о. Тольятти Подготовила педагог психолог Гариева Л. В. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ Новые условия деятельности.

Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное.

Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речиРебенок дошкольного возраста должен овладеть таким словарем,.

Влияние оригами на развитие детей с общим недоразвитием речиВлияние оригами на развитие детей с общим недоразвитием речи Не передать всей пользы, которую оказывает детям занятие в технике оригами. Для наших детей это особенно важно, так как они имеют общее.

Автор публикации:
Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 08:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД