Папки-передвижки

Инклюзивное образование в дошкольном и общеобразовательном учреждении

Алина Кравченко
Инклюзивное образование в дошкольном и общеобразовательном учреждении

Постановка проблемы. В настоящее время закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» определяет инклюзивное образование, как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. В идеале предполагается, что инклюзия полезна не только для ребенка с особыми потребностями, но и для его одноклассников. «Ведь смысл инклюзии, как отмечает доктор педагогических наук, профессор Университета Стокгольма (Швеция, Ульф Янсон – нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка. На сегодняшний день инклюзивное образование набирает популярности во всем мире. Россия не остается в стороне, и с 1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) инклюзивного образования в начальных классах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Публикация «Инклюзивное образование в дошкольном и общеобразовательном учреждении» размещена в разделах

Анализ исследований и публикаций. Проблеме инклюзивного образования посвящены многочисленные исследования, среди которых можно выделить работы В. А. Ардзинба, Л. К. Курмишевой, К. Ю. Лавринца и др.

Цель статьи – охарактеризовать инклюзивное образование и его перспективы в России.

Изложение основного материала. Уточним, что под инклюзивным образованием понимаем такую организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одни и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [1]. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития, проводиться совместно с их сверстниками в одной группе, а не в специально выделенной группе (классе) в дошкольном учреждении.

Идея конечно хорошая, но давайте будем реалистами. Насколько готовы русские школы к приему особых детей? Я не имею виду пандусы спецоборудования и пособия, хотя и это не всегда в наличии. В первую очередь имею в виду готовность педагогов к приему особого ребенка.

Педагогам предлагается при помощи курсов подготовиться к приему такого ребенка. Я с этим не согласна. На мое мнение, у педагога должно быть спецобразования. В реальности даже курсы можно не проходить, ведь в в порядке исключения допускаются: «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности» [4].

Еще один вопрос состоит в том, что в коррекционных школах программа адаптирована к возможности данных детей. На усвоение начального образование отводиться от 5 до 9 лет. Как такое обучения будет организовано в обычной начальной школе и можно ли особого ребенка оставить на второй год?

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК–452/07 «О введении ФГОС ОВЗ мы выделяем, что «Перевод обучающегося в следующий класс (на ступень) осуществляется с классом, в который он поступал. Если ребенок впервые поступил в общеобразовательную организацию в возрасте, например, девяти лет, то обучаться в школе он имеет право в течение 13 лет, до 21 года» [4].

Но что же делать, если особый ребенок не усвоил программу вместе со всеми? В теории его оставляют на второй год, а на практике чаще идет принцип «всех детей брать з собой». И этот принцип даже предусмотренный в законе. В соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, в частности, сказано: «Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам, не является препятствием к продолжению образования по варианту программы». Соответственно, для обучающихся с умственной отсталостью, осваивающих первый вариант адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП, предусмотрена возможность освоения некоторых дисциплин (перечень и количество которых оговорено в соответствующем локальном акте образовательного учреждения) по индивидуальному плану [4].

С интересом отметим, новшество, которое предлагает министерство, а именно работа тьютора и ассистентов в образовательных учреждениях, которые приняли детей с особыми потребностями. Задача тьютора, согласно письма министерства, состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). Тьютор, также должен организовывать условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Примером для введении дополнительных ставок тьютора, описано наличии в школе шести детей с ОВЗ. Но тьютор может рекомендоваться психолого-медико-педагогической комиссией конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями). В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время.

Как будет финансироваться это должность – пока не понятно. На данном этапе предлагаются варианты осуществлять оплату из суммы повышающего коэффициента, на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья; через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда; через стимулирующие доплаты работникам общеобразовательной организации. Как видим, с ответом школа должна сама искать, где взять деньги на нового работника.

Ассистент выполняет похожие обязанности и единим различием есть то, что он может не иметь высшего психологического или педагогического образования, и тогда он оказывает техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Предполагается вводить ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении.

На данный момент родители особых детей могут выбрать в какой школе (или на домашнем обучению) находиться их ребенку. Но количество коррекционных школ существенно сокращается. Инклюзия активно водится, даст ли она нужные результаты?

Рассматривая зарубежный опыт, отметим, что Германия показывает, что инклюзия успешна в детском саду, начальной школе. В средней школе, в том числе в учреждениях профессионального образования, оказывается затрудненной. Причина трудностей образовательной инклюзии – в усложнении содержания образования, а также в том, что разница между детьми с ОВЗ в отличие от их младшего возраста увеличивается и детям требуется специализированная поддержка. Но и при этом, часто дети оказываются не вместе, а рядом. Аналогичное мнение высказано и норвежской школой, несмотря на то, что инклюзия всех учащихся независимо от их функциональных особенностей является в Норвегии общим принципом [1].

Выводы. Таким образом, под инклюзивным образованием подразумевается процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Особые дети – несомненно нуждаются в особом подходе. Инклюзия имеет право на жизнь. Но, на данном этапе – это смотрится: как эксперимент «на благо будущего». Никто не дает ответы на насущные вопросы о финансированиях дополнительных работников, о методике работы в таких классах. По закону, особого ребенка обязаны принять (за желания родителя) в обычную школу, а дальше педагогам предлагается стать «первопроходцами» и самим придумывать решения, как сделать, чтобы не навредить ни особому ребенку, ни его обычным одноклассникам.

Литература

1. Амиридзе, С. П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования / С. П. Амиридзе. // Научные исследования в образовании. – 2012. – №2. – С. 8–14.

2. Гакаме, Ю. Д. Организация психологически безопасной образовательной среды в условиях инклюзивного образования / Ю. Д. Гакаме. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 251–255.

3. Малофеев, Н. Н. Коррекция, интеграция, инклюзия, что дальше? / Н. Н. Малофеев // Специальное образование. – 2015. – №11. – С. 9–1.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ. «О введении ФГОС ОВЗ». – 2016.– № ВК–452/07.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзивное образование в дошкольном и общеобразовательном учреждении
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 23:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД