Папки-передвижки

Инклюзивное образование в ДОУ

Елена Дементьева
Инклюзивное образование в ДОУ

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;

сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;

Публикация «Инклюзивное образование в ДОУ» размещена в разделах

построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;

поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория малышей с определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Такие дети нуждающихся в специальных условиях воспитания и образования.

Введение ФГОС направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Инклюзия (в пер. фр. – включающий в себя; от лат: заключаю, включаю) – обеспечение толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство. Инклюзивное образование –это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Главный принцип инклюзии - совместность. В воспитательно - образовательном процессе взаимодействуют абсолютно разные дети, из разной социальной среды, с разными возможностями и потребностями. Процесс становления взаимоотношений между членами образовательного коллектива требует внимательности и вежливости. Люди должны уметь толерантно воспринимать других для комфортного сосуществования с ними в одной группе.

Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования, которые детально характеризуют особенности этого феномена:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания. Поэтому в детских садах создаются группы комбинированной направленности в возрасте от 3 до 7 лет. В состав таких групп входят здоровые дети и дети с ОВЗ.

Задачи комбинированных групп:

Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;

Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания без барьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;

Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;

Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;

Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;

Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;

Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ

Категории детей с ОВЗ

В педагогической среде принято разделять детей с особым развитием на несколько категорий, в зависимости от того, какие именно нарушения они имеют:

С нарушениями слуха: слабослышащие и глухих с рождения и позднооглохшие.

Ребята, имеющие проблемы со зрением. Могут быть слабовидящими или абсолютно слепыми. Вопреки распространенному мнению первая группа значительно больше, чем вторая. Людей, не имеющих никакого остаточного зрения очень мало.

С интеллектуальными и речевыми проблемами. Они делятся на несколько степеней, некоторые из которых не поддаются нормальному обучению.

Ребята, имеющие определенные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

С проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра.

Дети с задержкой психического развития.

Дети, имеющие комплекс проблем. Наиболее часто сочетаются нарушения интеллектуальной, речевой и опорно-двигательной сфер.

Содержание образовательного процесса в группе комбинированной направленности определяется общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения и индивидуальноориентированной программой развития для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей (возраста, структуры нарушения, уровня психического развития и т. п.). На каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья составляется ИАОП индивидуальная адаптированная программа развития на основе программ, рекомендованных Министерством образования.

В результате продуктивной работы в комбинированных группах дети приобретают уверенность в себе, адаптируются к жизни в обществе. Опыт обучения в комбинированных группах полезен и для здоровых учеников. Они становятся более толерантными, учатся сочувствовать, принимать, сопереживать другим людям.

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ»Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ» .

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!»Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзивное образование в ДОУ
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 14:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД