МААМ-картинки

Инновационные формы работы с одарёнными детьми в детском музыкальном театре эстрадной студии

Оксана Третьяк
Инновационные формы работы с одарёнными детьми в детском музыкальном театре эстрадной студии

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ «ARTIS»

Третьяк О. В., МБОУ СОШ №19, Россия, г. Иркутск

INNOVATIVE FORMS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN IN THE CHILDREN’S MUSICAL THEATER OF THE STAGE STUDIO «ARTIS»

Oksana Tretiak, school №19, Russia, Irkutsk

Key words : Children’s Musical Theatre, innovative forms of work, gifted children, creativity, social adaptation.

«Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом,

Публикация «Инновационные формы работы с одарёнными детьми в детском музыкальном театре эстрадной студии» размещена в разделах

а для того, чтобы быть лучшим в любой профессии».

Д. К. Кирнарская

Современный мир интенсивен и динамичен. Научно - технический прогресс, экономические и социальные преобразования формируют определённые требования ко всем сферам деятельности человека.

Стремительно развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные и предприимчивые люди, обладающие развитым чувством ответственности, способные самостоятельно решать разного рода задачи и принимать ответственные решения, возникающие в сфере профессиональной деятельности.

Для успешной социальной адаптации человеку необходимо соответствовать опредёленным требованиям и быть творчески активной личностью.

Современные тенденции общественного развития обуславливают инновационный подход и к развитию личности ребёнка. Этот процесс может осуществляться не только через систему обучения, но и равным образом, через систему дополнительного образования.

Творческая деятельность - понятие обширное и многогранное.

Она выступает одновременно как цель, и в этом случае является одним из составляющих аспектов в формировании творчески активной личности, и, как определённым образом организованная форма творческой деятельности учащихся.

Одной из таких форм творческого развития может являться форма творческого объединения «Детский Музыкальный Театр» эстрадной студии «ARTIS».

Проблема диагностики творческого развития личности до настоящего времени является не до конца изученной и разрешённой. Это признают и теоретики и педагоги-практики. Выбрав за основу определённую форму работы, становится возможным, использовав диагностические методы, выявить некоторую степень развития творческих способностей у детей. Таким образом, сама форма «Детский Музыкальный Театр», может являться инновационной в процессе развития творческой активности личности ребенка.

Активизация процесса художественно - творческого развития учащихся в студии осуществляется посредством комплексного взаимодействия искусств.

Многолетний опыт работы студии воплотился в реализацию авторских программ и методик, цель которых заключается в качественном развитии творческих возможностей обучающихся через синтез различных предметов.

Занимаясь театральной деятельностью, ребёнок естественным образом использует все ресурсы своего организма.

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Театр – лучшая школа жизни, потому что главная функция театра - познавательная.

Эффективность именно музыкально-театральной деятельности очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Если ребёнок с малых лет начинает развивать и тренировать своё тело, голос и интеллект, то это позволит ему в будущем достойно держаться в обществе, легко общаться, правильно, чётко и доступно выражать свои мысли.

Направление «Детский Музыкальный Театр» реализует современные варианты художественного развития детей в опоре на синтез искусств – музыкального, театрального и хореографического.

Занятия в Детском Музыкальном Театре прививают устойчивый интерес к театральному, вокальному и хореографическому искусствам и формируют личность будущего артиста, раскрывая творческую индивидуальность.

Детский Музыкальный Театр - наиболее благоприятная сфера для развития личности ребёнка.

В связи с изменением общественного сознания этот вид дополнительного образования наиболее актуален, так как с его реализацией появляется возможность:

• удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные интересы детей,

• воспитать в ребёнке личность, а не только будущего специалиста или работника.

Для детей сказка - условно реальный мир. Это философско-романтическая форма подачи материала, где возвышенность, чистота, поэтичность сказочного мира соединяется с конкретностью реального жизненного окружения. В основе программы музыкальной театральной деятельности заложена логика развития ребёнка, а не логика учебного процесса.

Для ребёнка роль в спектакле ставит вопросы перевоплощения, взаимодействия с другими героями, и ответы на них вызывают новые вопросы. Познавательный интерес ребёнка - это основа всей работы. Игра и учёба так тесно переплетены, что трудно понять, где кончается одно и начинается другое. Ребёнок не получает знания в готовом виде, а в результате самостоятельной поисковой деятельности сам формирует проблему, предлагает гипотезу, делает выводы и находит пути решения этой проблемы. Таким образом, на занятиях по программе музыкальной театральной деятельности используются все основные педагогические технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения, технология коллективной творческой деятельности, педагогика сотрудничества.

Музыкальный театр – это пространство, в котором формируются коммуникативные способности, эмпатийность – качество, помогающее понять состояние другого человека, умение сопереживать, где созданы условия самореализации личности ребёнка, где раскрываются задатки и способности.

Личностный подход к обучению и воспитанию, отсутствие авторитарных методов обучения – необходимые условия для успешной работы в Детском Музыкальном Театре, а игровые технологии помогают преодолеть пассивность и закомплексованность.

Это достигается через дидактические игры (предлагаемые обстоятельства, мизансцены, пение перед воображаемым зрителем, партнёром и т. д., драматизацию, ролевые игры, освобождение от страха перед ошибками, создание ситуации свободного выбора (импровизация).

Весьма важным для эффективной работы в детском театральном коллективе является создание среды комфортного обучения.

Театрального искусство, искусство человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на непосредственное общение с другим человеком (партнёром, зрителем, создаёт особые предпосылки для формирования социально активной, способной изменить мир творческой личности. А одна из целей новых информационных технологий – подготовка личности «информационного общества» - организует досуговую среду с помощью создания групп, форумов и сайтов в социальных сетях.

Процесс развития и воспитания личности ребёнка и вся жизнь в детском театральном коллективе призваны формировать высоконравственную, творческую и компетентную личность, обладающую креативным мышлением и культурой.

Вся система педагогических задач реализуется на занятиях с помощью художественного материала, отбор которого предусматривает наличие в произведениях определённого идейного содержания, способного вызвать у детей доступные им и социально значимые эмоции; высокие художественные достоинства; относительно простой сюжет, близкий и понятный детям; наличие элемента некоторой недосказанности, дающей пищу воображению; наличие образов, контрастных по своему идейному содержанию.

В своей работе по направлению «Детский Музыкальный Театр» эстрадная студия «ARTIS» использует репертуарный материал, специально созданный непосредственно для коллективов студии. В процессе работы над спектаклями и концертными программами в создании конечного результата принимают участие все педагоги и обучающиеся, что делает общую работу максимально эффективной.

В репертуарном списке театральных коллективов нашей студии огромное количество спектаклей различных типов:

мюзиклы: «Муха-Цокотуха», «Дюймовочка», «Репка», «Снежная Королева»

музыкальные спектакли : «Кошкин Дом», «Цветик-семицветик», «Винни-Пух», «Волшебник Изумрудного города», «Не такой», «Красная Шапочка»

музыкальные фантазии : «Глоток Океана», «Сказка о Нетающей Снежинке»

театрализованное представление «Ярмарка»

детская опера «Волк и семеро козлят»

• мини-спектакли, специально созданные для театрализованных концертов : «День Рождения с сюрпризом», «В стране Невыученных Уроков», «Дюдюка и Ключ Знаний», «Снежинка Новогодних Желаний», «Гости с Олимпа», «Сокровища пиратов Карибского моря», «Вовка в Тридевятой Сказке», «Месть Королевы Мышильды», «Новые приключения Буратино», «Кристалл Желаний», «Подснежники Деда Мороза».

Реализация программы «Детский Музыкальный Театр» в эстрадной студии «ARTIS» осуществляется по двум возрастным направлениям:

• дошкольники

• школьники (обучающиеся I и II ступеней).

Работа по дошкольному направлению программы «Детский Музыкальный Театр» ведётся с детьми 4-7 лет. В Детском Музыкальном Театре «Золотой Ключик» формируются группы по 12-14 обучающихся. Комплексное занятие, состоящее из 3-х частей (вокал, основы актёрского мастерства и хореографическая постановка) проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия - 1,5 астрономических часа (по 25 мин. для каждого раздела) и два перерыва по 5-7 мин.

Набор в группы Детского Музыкального Театра «Золотой Ключик» осуществляется без специального прослушивания, что делает направление работы студии наиболее доступным. Основным критерием выбора является желание родителей и ребёнка посещать развивающие занятия. Игровые технологии, специально разработанная методика работы с малышами создаёт на занятиях комфортную атмосферу творчества, даёт возможность развития, формирует потребность в новых формах самовыражения.

Наиболее эффективным в работе эстрадной студии «ARTIS» является возможность использовать направление «Детский Музыкальный Театр» в системе школьного дополнительного образования.

Многолетний опыт сотрудничества с МБОУ СОШ №19 и МБОУ СОШ №6, даёт положительные результаты и востребован родителями и администрацией, особенно у обучающихся I ступени (1-4 классы).

Детский Музыкальный Театр в общеобразовательной школе строит свою работу по принципу доступности. Набор в группы осуществляется без прослушивания.

Театральный коллектив - это обучающиеся в одном классе ребята. И основным критерием формирования группы является желание классного руководителя и родителей сотрудничать с эстрадной студией «ARTIS».

Группы первого года обучения (первоклассники) работают по программе подготовки к созданию театрального коллектива-класса. Занятия по трём направлениям - вокальный ансамбль, театральная деятельность и хореография - проводятся три раза в неделю (по 1ч. на каждый предмет). Продолжительность занятия - в режиме работы школы - 1 академический час (40 мин.). Результат работы - участие в праздниках и концертах, классных мероприятиях (праздник «День Рождения Класса», Новогодний Концерт, праздник «До свиданья, Азбука», «Первоклассный Выпускной»).

В первый год работы в Детском Музыкальном Театре ребята получают начальные навыки работы на сцене (театральные этюды, инсценировка стихов, пение с элементами хореографии) и готовятся к созданию театрального коллектива.

Со второго года обучения начинается непосредственно работа театрального коллектива-класса, результатом которой является премьерный показ музыкального спектакля.

Интересен опыт создания в нашей студии смешанных составов детских театральных коллективов. Введение в постановку младшей возрастной группы ребят среднего и старшего возраста для исполнения сложных ролей даёт положительные результаты. Это эффективно в воспитательных целях и повышает качество постановки. Также практикуется приглашение для исполнения роли или замены актёра ребят из других коллективов одной возрастной группы.

Театральное искусство - мощный стимул для выявления творчески одарённой личности.

Занимаясь в Детском Музыкальном Театре одновременно несколькими видами искусств (актёрским мастерством, вокалом, хореографией, одарённый учащийся, как правило, выделяется сразу по всем направлениям. Задачей педагога на первом этапе становится поддержка творческих стремлений ребенка, реализация его творческих амбиций. Выделив из общей среды особо творческих учащихся, педагоги студии определяют его дополнительный индивидуальный образовательный маршрут.

Одарённые дети уже с первых занятий отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среды.

Поэтому для последующей поддержки природной одарённости таких детей в студии сформирован Концертный Состав Детского Музыкального Театра «Лимонад», который принимает участие в фестивалях и конкурсах различного уровня:

• Городской конкурс «Иркутский триумф» в рамках хорового фестиваля «Байкальская осень» (III место,

• Городской фестиваль патриотической песни «Февральский ветер»,

• Общенациональный конкурс-фестиваль творческих дарований «5 баллов» (лауреат II степени,

• Конкурс-фестиваль в рамках международного проекта «Широка страна моя родная» (лауреат II степени,

• Региональный этап Международного конкурса детского и юношеского творчества «Роза Ветров» (III Всероссийский конкурс «Дети играют для детей») г. Байкальск,

• XXVI Открытый Благотворительный муниципальный фестиваль Детских и Юношеских Театров «По страничкам любимых сказок» (победа в номинации «Лучший музыкальный спектакль») г. Ангарск,

• Международный конкурс-фестиваль «Сибирь зажигает звёзды» (лауреат III степени,

• Конкурс-фестиваль детско-юношеского и учительского хорового творчества «Я сердцем славлю отчий край» (лауреат I степени,

• VIII Международный творческий фестиваль-конкурс «Крым встречает таланты» (лауреат II степени).

Коллектив принимает участие во всех школьных концертных мероприятиях, отчётных и благотворительных концертах студии. Это формирует у обучающихся чувство ответственности и создаёт социокультурные стимулы, необходимые для развития творческой активности.

Развитие творческой активности учащихся через развивающие занятия приносят положительные результаты, что подтверждается результативностью выступлений обучающихся, на конкурсах и фестивалях различного уровня, от регионального до международного. Кроме того, ещё одним показателем эффективности работы студии с уверенностью можно назвать стабильность обучающихся детей, перспектив перехода на более высокий уровень в рамках самой студии от любительского развивающего до профессионального, если можно так говорить о детском творческом коллективе.

Методы и формы, применяемые в процессе творческого развития детей основаны на многолетнем опыте, традиционных методиках и авторских методических находках, воплощенных в Комплексной Программе Творческого Развития по направлению «Детский Музыкальный Театр». Использование интеграции гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин показывает высокий результат в раскрытии творческого потенциала личности, способствует успешной социальной адаптации ребёнка и прогнозирует успешную социальную реализацию в будущем.

Литература:

1. Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2012.

2. Гальцова Е. А. Детско-юношеский театр мюзикла : программа, разработки, рекомендации - Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М. : Просвещение, 2009.

4. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 2012.

5. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская – Москва: Таланты-21 век, 2004.

6. Маркидонов С. А. Авторская учебная программа по дополнительному образованию «Детский музыкальный театр в школе» для учащихся 1-11 классов. – Иркутск, 2006.

7. Полякова Т. Н. Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами театра. – М., 2006.

8. Стаунэ Г. Д. Комплексная программа театральной студии. – Иркутск, 2013.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Фотоотчет вокально-эстрадной студии «Музыкальная капель»Фотоотчет вокально-эстрадной студии «Музыкальная капель» В этом году в Доме творчества открылась новая вокально-эстрадная студия «Музыкальная капель» под руководством педагога Елены Анатольевны.

Фотоотчёт «Как мы ходили на концерт вокально-эстрадной студии «Звёздный час»Фотоотчёт «Как мы ходили на концерт вокально-эстрадной студии «Звёздный час» В понедельник, 23 апреля, я со своими воспитанниками были на отчётном концерте вокально-эстрадной студии "Звёздный час". Желающих пойти.

Фотоотчёт о выступлении образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час»Фотоотчёт о выступлении образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час» Недавно нам посчастливилось побывать на отчётном концерте образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час», художественный.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Выступление участников студии «Весёлые нотки» в Театре для детей и юношества ВидеоВыступление участников студии «Весёлые нотки» в Театре для детей и юношества Видео Выступление участников студии «Весёлые нотки» в Театре для детей и юношества Выступление участников музыкальной студии «Весёлые нотки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы работы с одарёнными детьми в детском музыкальном театре эстрадной студии
Опубликовано: 8 апреля 2022 в 03:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД