Папки-передвижки

Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой

Ирина Косенко
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой

Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и развитие эмоциональной сферы на основе театрализации для детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Демонстративный материал:

- портреты детских писателей: Н. Н Носов, К. И. Чуковский, A.J1. Барто; -иллюстрации к рассказу Н. Носова «Живая шляпа»;

- пиктограммы с изображением эмоциональных состояний;

- предметные картинки :котенок, картошка, шляпа, лыжная палка

Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой» размещена в разделах

Атрибуты к театрализованной деятельности: декорация комнаты; клюшка, лыжная палка, шляпа, игрушка-котенок. Предварительная работа: Предварительное чтение рассказа, беседа, разъяснение слов (юмор, юмористический, пересказ по тексту, разыгрывание диалогов, показ эмоций, инсценирование отрывков из рассказа.

Общеобразовательные задачи:

1. Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова. -Закреплять знания о произведениях A.JL Барто, К. И. Чуковского, Н. Носова.

- Расширять знания о жанрах художественной литературы (рассказ, сказка, определять чем они отличаются друг от друга. -Внимательно слушать чтение рассказа

- Отвечать на вопросы полным ответом, оценивать поступки героев.

- Развитие связной речи при пересказывании текста.

- Подбирать иллюстрации к рассказу, расставлять их в правильной последовательности по тексту.

- Развивать диалогическую и монологическую формы речи.

2. Продолжать развивать эмоциональную сферу детей. -Закреплять знания об эмоциональных состояниях, пополнять словарь детей словесными обозначениями эмоций, уметь называть и соотносить эмоции со схематическим изображением (пиктограммой). -Определять эмоциональное состояние героев рассказа, подбирать к тексту и иллюстрации рассказа соответствующую пиктограмму. -Формировать пантомимические способности, просодическую сторону речи на основе театрализации данного рассказа.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Продолжать развивать читательские интересы детей,

-поддерживать и развивать интерес к театрализованной деятельности,

- при слушании рассказа развивать произвольное внимание, слуховое восприятие;

- развитие долговременной слуховой и зрительной памяти;

- развитие мыслительной деятельности :

операций мышления (умозаключения, рассуждения, вывод) при сравнительном анализе жанров художественной литературы;

- развитие словесно- логического мышления при подборе иллюстраций к тексту;

- развитие произвольности поведения на занятии (при ответах не выкрикивать, не перебивать друг друга, выслушивать ответы до конца).

Ход занятия.

Организационный момент: Дети становятся в круг. Педагог: Доброе утро ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, подарю ему улыбку, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает тоже, самое, и так по кругу.

А сейчас повернемся к гостям и скажем: «Доброе утро, мы рады вас видеть и подарим свою улыбку гостям. (Проходят на стульчики) Воспитатель обращает внимание детей на портрет Н. Н. Носова.

- Дети скажите, кто изображен на этом портрете? Дети: Николай Носов.

Воспитатель: Кто он? Откуда вы го знаете? Дети: Детский писатель.

Воспитатель: Правильно. Н. Носов - детский писатель он написал много интересных, смешных, поучительных рассказов. - Главные герои его рассказов, такие же как вы ребята, с которыми происходят разные истории.

- Вспомните и назовите знакомые произведения Н. Носова. Дети: (называют)

Вос-ль: Вы уже знаете, что такое сказка, рассказ, умеете их различать. Подумайте и скажите, чем отличается рассказ от сказки? Дети: В рассказе нет волшебства, сказочных чудес, сказочных превращений.

В рассказе говорится о том, что случается или может случиться в реальной жизни.

Восп-ль: Я знаю, что вы очень любите рассказы Н. Носова. Мы с вами сегодня будем говорить об одном из рассказов Н. Носова,который мы с вами уже читали. А что это за рассказ вы догадайтесь, если внимательно посмотрите на эти картинки (воспитатель выставляет картинки с изображением шляпы, котенка, картошки и кочерги.)

- Из какого рассказа Н. Носова эти предметы? Дети: Живая шляпа.

Восп-ль: Давайте вспомним этот рассказ. Беседа:

1. Ребята, вам понравился это рассказ?

2. Почему (чем) он вам понравился? 3 .Кто главные герои рассказа?

4. Чего испугались мальчики? или Что случилось с мальчиками в этой истории?

5. Почему они испугались шляпы?

6. Как вы думаете, ребята, можно Вовку и Вадика назвать трусами или трусливыми?

7. Как мальчики узнали секрет шляпы?

8. Можно ли назвать этот рассказ юмористическим и почему?

Физкульт минутка.

Дети строятся в круг.

Все вместе: Мы веселые ребята, (Идут по кругу)

Любим очень мы читать, (хлопают в ладоши в ритм)

Чтобы много, много знать. (круговое движение вокруг головы)

Вос-ль: Раз, два, три не зевай

Детских писателей называй (воспитатель поднимает портрет, дети угадывают кто это)

Все вместе: Мы веселые ребята, Любим очень мы читать, Чтобы много, много знать.

Вос-ль: Раз, два, три не зевай произведения К. И. Чуковского (А. Л. Барто, Н. Н. Носова) называй. (бросает мяч детям по кругу). Дети садятся на места.

Вос-ль: Ребята, посмотрите на картинки к рассказу «Живая шляпа» Нужно расставить картинки в правильной последовательности по содержанию рассказа «Что сначала, что потом» Давайте вспомним рассказ и найдем первую картинку к рассказу. Работа с иллюстрациями.

Физкультминутка.

Дети перестраиваются в круг. (движения те же)

Все вместе: Мы веселые ребята Любим очень мы читать

Чтобы много, много знать

Раз, два, три не зевай

Какие знаешь сказки, называй

Раз, два, три не зевай

Какие знаешь рассказы, называй.

Дети садятся на стульчики.

Педагог: Ребята, вы вспомнили рассказ «Живая Шляпа» Скажите мне пожалуйста, когда вы слушали этот рассказ какое у вас было настроение (хорошее, веселое. радостное). Значит какое чувство вы испытывали, когда слушали этот рассказ? (чувство радости).

2. Почему при слушании рассказа вы испытывали это чувство радость? (потому что рассказ был веселый, смешной)

Педагог: Да, действительно рассказ по характеру смешной, веселый, юмористический.

Педагог: Ребята, в жизни каждый человек испытывают разные чувства. И в рассказе Н. Носова наши герои Вовка и Вадик испытали много разных чувств.

И мы с вами попробуем определить, какие же чувства пришлось испытать мальчикам в этой истории? Мы постараемся сейчас к каждой иллюстрации этого рассказа подобрать соответствующую картинку- пиктограмму с определенным чувством.

Итак, давайте вспомним, чем мальчики занимались в самом начале рассказа?

Дети: Они рисовали.

Педагог: Подумайте какое чувство испытывали мальчики во время рисования? Они грустили, злились, веселились, боялись? Дети: Мальчики спокойно рисовали. Они испытывали -чувство спокойствия.

Педагог: Правильно, они испытывали чувство спокойствия. Пожалуйста, посмотрите на доску и найдите изображение этого чувства (ребенок выходит к доске, где выбирает из множества пиктограмм соответствующее чувство) и подставляет пиктограмму к определенной иллюстрации из рассказа.

Ребята, давайте покажем это чувство с помощью мимики и пантомимики. Что же было дальше (рассматривание следующей иллюстрации). Дети: Вовка и Вадик увидели шляпу и испугались.

Педагог: Скажите дети, какое чувство испытали мальчики, когда увидели, что шляпа ожила и поползла?

Дети: Они испугались. Им было страшно. Они испытывали чувство Страха. Педагог: Найдите пиктограмму с изображением этого чувства и подставим ее к соответствующей картинке из рассказа.

Давайте покажем чувство страха мимикой (лицом) и пантомимикой (движением, позой) и голосом.

От страха у них дрожал голос, а Вовка от страха даже заикался. (Давайте разыграем этот маленький эпизод из рассказа,как мальчики испугались шляпу это надо показать и лицом и позой, и голосом) Дети: показывают эпизод из рассказа: (- Ай! ой! Она жи-жи-живая! Шля-шля-шляпа). Педагог: Что же было дальше?

Дети: Мальчики убежали от испуга на кухню и начали шляпу пугать. Швырять в нее картошкой_

Они стали стучать клюшкой и лыжной палкой и громко кричать: «Эй, ты шляпа!.

Какое чувство хотели показать друзья шляпе, чтобы шляпа их испугалась? Дети: Чувство злости.

Педагог: Найдите изображение чувства злости и подставьте к соответствующей картинке из рассказа. Давайте все вместе покажем чувство злости.

Покричим сердитым голосом, «ЭЙ, ты шляпа!» как Вовка и Вадик, представим, что бросаем картошку, стучим палкой. Дети: показывают эпизод из рассказа.

Педагог: Что же произошло дальше (рассматривают следующую иллюстрацию к рассказу)

Дети: Вадик попал в шляпу. А под шляпой был котенок. Шляпа подскочила,; Мяу! Закричало что-то. Глядь из под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок. «О! Васька!».

Педагог: Какое -же чувство испытали чувство ребята в этот момент, когда из под шляпы неожиданно для них появился котенок? Мы с вами говорили, что это чувство очень коротенькое оно появляется и быстро проходит. Мы не можем долго испытывать это чувство. Дети: Чувство удивления.

Педагог: Найдите чувство удивления и подставьте к соответствующей иллюстрации.

А сейчас покажем, как мальчики удивились, когда увидели котенка. Дети: Показывают чувство удивления, со словами «О? Васька!»

Педагог: Что же было дальше!

Дети: Мальчики обрадовались, стали Ваську обнимать.

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?.Но Васька ничего не

ответил. Он только фыркал и жмурился от света.

Педагог: Ребята, после коротенького чувства удивления, какое сразу чувство испытали ребята? Дети: Чувство радости.

Педагог: Найдите соответствующую пиктограмму и подставьте к иллюстрации из рассказа.

Педагог: Покажите. чувство радости, как мальчики обрадовались котенку? Дети: показывают чувство радости.

Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Вот сколько чувств испытали Вадик и Вовка в этой веселой истории. Давайте еще раз эти чувства назовем.

А сейчас мы с вами попробуем разыграть весь рассказ. Ваша задача правильно и выразительно (лицом, движениями, голосом показать эти чувства.

Инсценирование по рассказу Н. Носова «Живая щляпа».

(после инсценировки, дети строятся в круг) Педагоги: Дети нам очень понравилось, как вы занимались (отмечаем). Понравилось вам занятие? Что понравилось в занятии? Давайте передадим друг другу улыбку и скажем : «Спасибо (имя, мне было очень приятно вместе заниматься» при этом смотреть нужно своему другу в глаза,передаем улыбку и добрые слова.

Педагоги компенсирующей группы для детей ЗПР

Косенко Ирина Владимировна

Ивлиева Инна Андреевна.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 20:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД