МААМ-картинки

«История народных игрушек». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Юлия Ломакина
«История народных игрушек». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в подготовительной группе «История народных игрушек».

Публикация «„История народных игрушек“, Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: приобщать и продолжать знакомить детей с всемирно-известными русскими промыслами народной игрушки.

Задачи:

- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

- дать понятие о богородской, филимоновской, дымковской, каргопольской игрушке.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация, образцы народных игрушек и игрушек ручной работы из народного уголка группы, наборы лоскутов ткани (по количеству детей) для изготовления кукол, народные костюмы для девочек, синтепон, шпагат.

Закрепление словаря: дымковская и богородская игрушки.

Расширение словаря: каргопольская и филимоновская игрушки, Аука, Полкан.

Ход:

Воспитатель:

Тема сегодняшнего занятия для всех, думаю, очень близка. А поговорим мы сегодня об игрушках. Нас, педагогов, постоянно учат тому, что ведущим видом деятельности, тем инструментом, с помощью которого ребенок познает мир, является игровая деятельность. Детскую игру невозможно представить без игрушек. Все наши дорогие родители, я думаю, в укромном уголке своей памяти до сих пор с теплотой хранят воспоминания о своих любимых игрушках. У мамы, наверное, была любимая кукла, которая научила свою хозяйку заботиться и даже привила навыки кройки и шитья. У папы - это могла быть машина, пожарная машина, которая повлияла на выбор профессии. Многому хорошему нас научили игрушки, которые мы одушевляли своей любовью. Давайте вспомним, так понравившийся вам рассказ В. Драгунского «Друг детства». Станет ли мальчик в будущем боксером, сказать точно нельзя, но то, что он врастет хорошим человеком, надежным другом и товарищем, на которого можно будет положиться, который не предаст – в этом можно не сомневаться. (Слайды №1,2)

Все знают русскую народную сказку «Василиса Прекрасная» в обработке А. Н. Афанасьева. Наши девочки сейчас вам ее напомнят.

Театрализованный отрывок из сказки («Мать благословляет и дарит дочери тряпичную куклу» - отрывок из сказки разыгрывают две девочки в народных костюмах)

Воспитатель:

Родоначальниками наших игрушек являются народные игрушки. Русская народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани, дерева, глины. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Тряпичная (Слайд №3,4)

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Игровые куклы (Слайд №5)

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка (Петрушка, куклы в чулочной технике).

Обереговые куклы (Слайд №6)

Обереговые куклы, от слова беречь, охранять, оберегать, были призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей,обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства (Домовой).

Обрядовые куклы (Слайд № 7)

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

Как я говорила,мастерили игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Соломенная кукла( №7, 8)

Матрешка русская и ее история (№10, 11, 12, 13)

Русскую деревянную куклу назвали Матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными.

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. (№11) Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу : восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. (№12) Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла.

Танец матрешек. (Девочки в народных костюмах исполняют танец матрешек)

Дымковская игрушка( №13)

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Роспись дымковской игрушки( №14)

• Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

• Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. (№15)

Филимоновские игрушки( №16, 17)

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

(№18, 19) Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна : коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

(№20) Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты с эполетами, танцующие пары; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

Подвижная игра «Карусели»

Каргопольская игрушка( №21)

Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.

(№22) Это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, с большой теплотой и народным юмором.

(№23) Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается Полкан полуконь-получеловек (могучий богатырь) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. (№24)

Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.

Богородская игрушка (№25)

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке около современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда отец взял щепку и вырезал игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом

Богородские игрушки более 300 лет изготавливаются. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки.

(№26, 27) Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (медведи, бьющие по наковальне, курочки, клюющие зернышки; фигурки кузнецов( №28), мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне.)

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Назови игрушку».

Игра «Назови игрушку»

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда, по очереди, называет, посовещавшись, название игрушки (богородская, дымковская, каргопольская) У кого больше правильных ответов, тот победил.

Работа за столами.

Итог занятия.

Воспитатель: - Как много интересного мы увидели сегодня. Вам понравилось? (Ответы детей). Мы не только познакомились с историей и разнообразием народной игрушки, но и выяснили, откуда они родом. Мы узнали кто такая Матрешка, Аука и Полкан. Познакомились с тряпичной, игровой, обереговой, обрядной, соломенной куклой. Узнали, что куклы имеют различное назначение, могут быть изготовлены из различных материалов. Мы научились отличать такие известные игрушки русских народных промыслов как богородские, дымковские, филимоновские и каргопольские. Русь всегда славилась мастерами, и сегодня мы узнали только о некоторых из них, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Публикации по теме:

«Мир спасет красоту». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и восприятию художественной литературы Тема: «Мир спасет красоту» Образовательная область (Познание) (Старшая группа) Материал подготовила: Тлепшукова Фатима Мосовна,восп. 1кв. категории.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет «Край родной»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет «Край родной» Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей 6-7 лет Тема «Край родной» Программное содержание: формировать представления.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в первой младшей группе «Поможем ежам»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в первой младшей группе «Поможем ежам» Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в 1 младшей группе Алла ГоловинаПрограммные задачи:.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами лепки «Осень. Дары осени»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами лепки «Осень. Дары осени» Цель. Закрепить способы лепки из соленого теста. Задачи. 1. Знакомить детей с характерными признаками осени. Учить устанавливать элементарные.

Интегрированное занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Домашние птицы»Интегрированное занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Домашние птицы» Петушок и его семья. Цели: Познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка; Дать понять знания о домашних животных;.

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир природы» в подготовительной к школе группе №9 Цель: • Систематизировать знания детей о природе, через эмоциональное отношение к окружающему миру. Задачи: • Продолжать формировать познавательный.

НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «История возникновения письма» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги, с первыми письменными материалами: глиной, папирусом, берестой и бумагой,.

Перспективный план работы на май в старшей группе для занятия «Предметное и социальное окружение» 1. «Мир на всей планете». Волчкова В. Н. "Познавательное развитие", стр. 127. Программное содержание: Формировать представления о том,.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ФФН «Лето. Грибы, цветы, ягоды» Занятие по ознакомлению с окружающим с применением технологии наглядного моделирования. Программное содержание: 1. Продолжать изучать с.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Птицы» в подготовительной группеЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Птицы» в подготовительной группе Цель: Расширять представления детей о птицах и особенностями поведения и питания; Учить наблюдать за птицами прилетающими на участок (ворона,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«История народных игрушек». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 10:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД