МААМ-картинки

НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «История возникновения письма»

Елена Кинчеш
НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «История возникновения письма»

Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги, с первыми письменными материалами: глиной, папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: с рукописными и печатными книгами используя компьютерные технологии. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений. Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта и способствовать к развитию устной связной речи. Развивать интерес к разгадыванию загадок. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения. Продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям, книге; уважительное отношение к труду взрослых.

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы „История возникновения письма“» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение книг; изучение правил пользования книгой; экскурсия в детскую библиотеку; организация сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «История возникновения письма», пластилиновые заготовки на кортонной подложке, палочки, карандаши, верёвочки по количеству детей.

Словарная работа: Глиняная книга, клинопись, пергамент, бечевка.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, может кто-нибудь из вас уже знает, откуда взялась книга? Кто её придумал? (Ответы детей). А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны? Пофантазируйте. Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания книг и письменности (рассказ воспитателя сопровождается показом слайд-презентации).

Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идее речь. Так, жёлтая краска означала золото, белая – серебро, красная – войну. Бечёвки, на которых завязывали узелки, тоже были не одинаковыми: одни потолще, другие потоньше, одни длиннее, другие короче. Такое письмо называлось - узелковым. Перед вами на столе верёвочки, попробуйте с помощью них сделать письмо-напоминание для себя или товарищей. Кто хотел бы прочитать своё письмо? (Индивидуальные ответы детей)

В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений. Самые древние люди жили в пещерах, готовили на кострах пищу, охотились на зверей, одевались в шкуры, а вот во время отдыха люди наносили на стены рисунки из своей жизни. Это была, можно сказать, первая письменность.

Давайте перенесёмся с вами, ребята, в прекрасную древнюю страну “Месопотамию”, здесь появилась первая глиняная книга. Глиняная книга была похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой глине, специальной палочкой, люди выдавливали буковки. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки - клинопись. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Такие книги дошли и до наших дней. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки.

Писались книги и на папирусах. Папирус, травянистое растение, тростник. Особым образом обрабатывая тростник, получают такую бумагу, которая сворачивалась в большие свитки. Их тоже называли папирусом.

Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке.

Позже люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа. Изготовляли его недалеко от города Пергам, вот откуда это название. Книга из пергамента была похожа на нашу с вами современную книгу. На одну книгу уходило целое стадо баранов, потому что делали ее из шкур животных. Писали её от руки несколько лет. Были они очень дорогие. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Во многих музеях и библиотеках мира бережно хранятся пергаментные книги.

А в древней Руси, ребята, люди писали на бересте - коре берез. На ней царапали заостренной палочкой. «Берестяные грамоты» археологи находили при раскопках древних русских городов.

В античном мире писали книги на воске. Восковая табличка представляет собой деревянную доску, покрытую слоем воска. На них можно было писать и стирать написанное с помощью палочки один конец, которой, был заострён для письма, а другой - полукруглый, стирал. Время от времени воск счищался, и дощечки покрывались им заново. Хотите попробовать. Только вместо восковой таблички, у нас будет пластилиновая (самостоятельная деятельность детей).

Ну а первую бумагу придумали в Китае. Считается, что изобрёл бумагу китайский ученый. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил его сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги китайцы хранили почти пять столетий. Древние китайцы очень мудрые люди, они придумали много интересного, и сейчас я познакомлю вас со специальным упражнением, которое называется: «Собираем усталость». Дыхательное упражнение:

«Собираем усталость». И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх. Наклон вниз к носочкам. Руками, снизу- вверх, собираем усталость – вдох. (Руки скользят снизу - вверх по телу). Поднимая руки вверх - усталость положили в мешок (ладони соединили). Выбрасываем усталость со звуком «ха-а-а!»- выдох. (Руки выносятся вперед - вниз).

Динамическая пауза:

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Льётся дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

В старину, много лет назад, книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет. Первая буква рисовалась растворенным золотом или серебром, а каждая новая строка начиналась с красной буквы. Отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Писали церковные служители - писцы гусиными перьями, а готовые листы одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. Обложку украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Вот такая дорогая была книга! Действительно, книга стоила больших денег, ее можно было обменять на табун лошадей или стадо коров, но люди ценили книги больше дорогих украшений, и, в случае опасности, прятали их в подземельях монастырей.

Шло время. И первый печатный станок появился в Германии.

Дошли до Ивана Грозного слухи, что есть заморские страны, где диво дивное – книги печатные. Буквы там льют из металла, набирают из этих букв целые строчки, и с помощью пресса делают оттиск на бумаге. И зовут того мастера Иоганн Гуттенберг. И издал Царь-Государь Указ. И разослал гонцов во все стороны земли Русской. И повелел царь завести в Москве Белокаменной Печатную избу. И поручили это дело Ивану Федорову. Первая книга на Руси, набранная в 1564 г. на Печатном дворе, называлась «Апостол», на ее создание ушел целый год. Этот год и считается началом всего русского книгопечатания. Ребята, мы должны помнить историю возникновения книг, она связана с историей нашего государства, и сохраняет свое значение до сегодняшних дней. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Книга навсегда останется для нас ценным источником знаний.

В современном мире и источники знаний современные. Какие источники знаний вы знаете? Где можно хранить информацию в современном мире? (Варианты ответов детей)

В-ль: Ребята, помогите мне, пожалуйста, понять смысл пословиц:

Кто много читает, тот много знает.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Книга не пряник, а к себе манит.

В-ль: Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего же нужны книги? Что в них печатают? Какие больше всего вы любите слушать? (Варианты ответов детей)

В-ль: Любите ли вы сказки? Сейчас мы поиграем с вами и посмотрим, как хорошо вы знаете сказки. Для этого я предлагаю вам разделиться на команды. (Каждый ребенок вытягивает из мешочка цветочек (2 цвета) и делятся на команды).

Игра «Собери цепочку».

Дети собирают свою сказку по порядку.

В-ль: Молодцы. Скажите, а кто придумывает сказки? В-ль: А каких писателей вы знаете? (Варианты ответов детей)

В-ль: Посмотрите, ребята, в каждом домике живет писатель, а герои их сказок все потерялись. Давайте поможем им найти своего автора.

Игра «Кто в этом домике живет?» (Каждой команде найти для своего писателя героев его сказок.

В-ль: А теперь узнаем, знаете ли вы героев сказок.)

Игра «Отгадай-ка»:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Вы подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки. (Мойдодыр)

Красна - девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Кто-то за кого-то ухватился крепко:

-Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд. (Репка)

Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? (Золушка)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

Покупала самовар,

А спасал ее комар. (Муха-цокотуха)

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

В-ль: - Какая замечательна вещь – книга! Сколько труда и любви вложено в наши книги. А как вы думаете, как нужно относиться к книге, чтобы она прослужила долго?

Дети: книги брать чистыми руками, рассматривать и читать их только за столом, не перегибать книгу, не рвать, не мять, не писать на ней, не слюнявить палец, когда листаешь страницы, при чтении использовать закладку, по возможности обернуть книгу.

В-ль: Правильно, при такой заботе книга нам прослужит очень долго, и я думаю, вы будете всегда бережно относиться к книгам. Ребята, я предлагаю вам изготовить книжки-малышки и подарить их детям младшей группы.

Публикации по теме:

Беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Природные явления. Гроза.» Образовательные области: 1. Познавательная - знакомство с понятиями гроза, гром, молния, шаровая молния. 2. Социально-коммуникативная –.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Осень золото роняет» "Осень золото роняет". Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Программные задачи: Продолжать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Огнедышащие горы»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Огнедышащие горы» Программное содержание: Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана..

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенний цветок» Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по ознакомлению с окружающим миром «Осенний цветок»Предмет: Образовательная область.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Соседи по планете» Программные задачи: Актуализировать знания детей об осени (периоды, месяцы) ; формировать умение видеть поэтическую красоту осени. Развивать.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: закрепление знаний детей о насекомых в осеннее время года. З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «В гостях у Гриба-Лесовичка» Воспитатель Гаан Ирина Николаевна Цели и задачи: Закрепить знания о характерных признаках осени, о дарах осени, съедобных и несъедобных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Чудеса с магнитом» Воспитатель: Мухаметшина Фарзия Габидулловна Цель: систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на.

Образовательный проект в подготовительной к школе группе «История возникновения книги» Проект «История возникновения книги» (подготовительная к школе группа) Автор: воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 375» г. о Самара Блинкова.

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с ЗПР «История жилища»План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с ЗПР «История жилища» Учитель-дефектолог Каблукова Наталья Владимировна. Музыкальный руководитель Ахмеджанова Светлана Алексеевна ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «История возникновения письма»
Опубликовано: 29 сентября 2016 в 13:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД