Получи документы

Интегрированные занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

Светлана Сулейманова
Интегрированные занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями со своими близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Публикация «Интегрированные занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, представляются интегрированные занятия.

Интегрированное – занятие соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Цель интегрированных занятий дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Рассмотрим задачи интегрированных занятий :

- формирование эстетического восприятия окружающего мира;

- приобщение к миру искусства;

- развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

- развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности

Отличительные особенности интегрированных занятий :

-четкость, компактность, большая информативность учебного материала (конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах).

- логическая взаимообусловленность (обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей).

- смена динамических поз и видов деятельности.

В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности, которые должны помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень эмоционального восприятия детьми.

В работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста, в качестве стержневых содержаний выступают музыка, художественная литература, изобразительное искусство.

Рассмотрим основные дидактические методы обучения, используемые в работе:

- инфрмационно-рецептивный метод (организация и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации).

- репродуктивный метод (закрепление, углубление знаний, способов).

- эвристический метод (операционное и поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности (сравнительный анализ, решение проблемных вопросов).

- исследовательский (самостоятельное решение целостных задач).

- игровой (повышение интереса детей к занятиям, воспитание чувства уверенности в своих силах: игровые приемы, ситуации, дидактические игры).

Интеграция в системе образовательной деятельности актуальна, в связи с введением ФГОС, так как она:

- способствует формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

- развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

- способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

- воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

При подготовке к интегрированным занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры.

При сочетании разных видов деятельности включаются все системы восприятия детей : зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышения качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

Давайте рассмотрим пример интегрированного занятия по теме : «Зимующие птицы».

Ход занятия:

1. Занятие начинается с сюрпризного момента. В группе появляется кукла Маша, это персонаж, который позволяет педагогу уйти с позиции учителя. От лица Маши, воспитатель может задать любые вопросы, ведь Машу всему нужно научить.

Маша:

- Гуляла я по лесу ребята, гуляла, прислушивалась, да так и не услышала пения соловья., Хотела расспросить ласточку про соловья, узнать лесные новости и её в лесу не нашла. Тихо в лесу, снежно. Куда все подевались-то?

Дети отвечают, что с наступлением холодов соловей, ласточка и другие птицы улетели в теплые края.

Маша: А почему они улетели? Даже не попрощались. Так что же в лесу не осталось совсем никого?

Ответы детей.

Маша: Ой, птиц вы много назвали, так ведь они тоже может быть улетели или скоро улетят?

Ответы детей.

Маша: А вы можете мне о них рассказать?

Детям предлагается составить рассказы о зимующих птицах, используя карты-схемы.

В беседе с Машей может возникнуть ситуация, позволяющая обратиться к личному опыту ребенка, например, вспомнить и рассказать стихи или загадать загадки и др. о птицах.

Маша: Рассказы ваши были все интересные, я много узнала про птиц, все поняла или не поняла… Пока доберусь до дома точно все забуду (Маша мотивирует детей к переходу на следующий этап занятия).

Воспитатель : Ребята как мы можем Маше помочь запомнить названия птиц, как они выглядят? (ответы детей).

Воспитатель создает условия для решения проблемной ситуации: нарисовать, сделать аппликацию птиц (предлагаются образцы).

Дети приступают к творчеству. Воспитатель оказывает необходимую помощь.

Готовые работы дети рассматривают с Машей и дарят ей.

Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить. Интегрированные занятия обеспечивают своевременную смену различных видов деятельности, что поддерживают интерес к занятиям

Наибольший эффект эти занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а системность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Климова Е. П. Интегрированные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011.

2) Микляева Н. В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. – ТЦ Сфера, 2013.

3) Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008.

Публикации по теме:

«Ложки-матрёшки». НОД с детьми 5–6 лет по художественно-эстетическому воспитанию «Ложки – матрёшки» НОД с детьми 5-6 лет О. О. «Художественно-эстетическое воспитание» Цель: сформировать устойчивые понятия о ритме, ритмическом.

Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС РМО в МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка» Тема РМО: «Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях.

Конспект НОД по художественно эстетическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Осень вновь пришла»Конспект НОД по художественно эстетическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Осень вновь пришла» Программное содержание. - закрепить навык рисования деревьев, последовательность, название частей: ствол, ветки, крона, листья; - учить.

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в первой младшей группе. Лепка «Шарики для ёлочки» Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в первой младшей группе. Лепка «Шарики для ёлочки». Цель: Расширять знания детей.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Яблочки для ёжика»Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Яблочки для ёжика» "Яблочки для ёжика" Цель: Развитие у детей интереса к действиям с пластилином. Задачи: 1. Помогать осваивать прием лепки, раскатывая пластилин.

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию в второй младшей группе «Божья коровка» Цель: Закреплять умение лепить предметы округлой формы и дополнять их мелкими деталями. Задачи: Материал: комнатное растение – Фиалка (тлю.

Мастер-класс по художественно-эстетическому воспитанию. Использование нетрадиционной техники рисования «Осенний листопад»Мастер-класс по художественно-эстетическому воспитанию. Использование нетрадиционной техники рисования «Осенний листопад» Это правда! Ну что же тут скрывать? Дети любят, очень Любят рисовать На бумаге, на асфальте. на стене И в трамвае на окне! Э. Успенский.

Образовательная деятельность по рисованию в нетрадиционной техникеОбразовательная деятельность по рисованию в нетрадиционной технике Образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Педагогический совет «Состояние работы детского сада по художественно — эстетическому воспитанию». Педагогический совет «Состояние работы детского сада по художественно – эстетическому воспитанию». Цель: Систематизировать знания педагогов.

Развивающая среда по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 1 слайд. Развивающая среда. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированные занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 13:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД