МААМ-картинки

Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста

Сарвиназ Пашаева
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста

«Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний, так как в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески» - писал Л. С. Выготский о познавательной потребности детей.

Публикация «Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. Проявляя исследовательскую активность дети познают окружающий мир.

Перед педагогами дошкольного образования, имеющими возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребёнка, выдвигается задача развития его исследовательской и познавательной активности на этапе дошкольного детства.

Именно на этом жизненном этапе развития ребёнка определяется формирование главных познавательных особенностей личности. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности важно сформировать с детства.

Вопросам развития исследовательской активности детей дошкольного возраста отводится важное место в работах известных педагогов и психологов, которые чётко определили подход ребёнка к исследовательской деятельности, как личностному свойству. Изучением наличия у ребёнка собственной активности в познании занимались Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Князева О. Л., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И. и другие.

Именно в их работах говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Применительно к детям, особенно дошкольникам, как считает А. Н. Поддьяков, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. В понятии "исследовательская активность" больше подчеркнут аспект потребностно- мотивационный и энергетический, в "исследовательском поведении" - аспект взаимодействия с внешним миром, в "исследовательской деятельности" - аспект целеустремленности и целенаправленности.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познать: сеет семена растений и наблюдает, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с различными материалами ; выращивает кристаллы, собирает коллекцию камней. Все это – объекты исследования. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательская активность в поведении ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

Факт существования исследовательской активности и её вклад в дело развития психики ребёнка давно никем не оспаривается. При этом степень значимости этого вклада с точки зрения образования представителями разных научных школ оценивается по-разному. Эта проблематика обычно обсуждается в связи с обучением и изучением действия механизмов познания внешнего мира ребёнком.

Интерес к проблеме исследовательской активности дошкольников вызван тем, что дети этого возраста по своей природе исследователи окружающего мира. Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует и восхищает, а также иногда раздражает и возмущает консервативных взрослых. Ребёнок задаёт вопросы, потрясающие как бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, умений навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Период старшего дошкольного детства важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. Новизна и разнообразие способов исследования является необходимым условием открытия нового, а, следовательно - условием развития познавательных способностей старших дошкольников.

Поэтому работа по развитию исследовательской активности должна начаться, задолго до поступления в школу.

Целью методической разработки является развитие исследовательской активности старших дошкольников.

Для решения данных задач в группе была создана картотека опытов, логических задач по экологической проблематике, моделей-схем, занятий, дидактических игр для развития исследовательской активности старших дошкольников.

По развитию исследовательской активности у детей средствами экспериментально-опытнической деятельности в условиях живой практики в разные времена года составлены консультации, рекомендации, буклеты для родителей.

Любопытный ребенок позитивно реагирует на новые, необычные, странные или загадочные элементы окружающего мира, двигаясь им навстречу, исследуя их, производя над ними какие-либо действия. Он проявляет нужду или желание узнавать о себе и окружающем его мире; изучает окружающую действительность, ища новые опыты; настойчиво изучает и исследует стимулы с целью узнать больше о них.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, поэтому нами были разработаны опыты в детской мини-лаборатории для детей 5-7 лет и разработан тематический план её работы. На занятиях в лаборатории мы проводим с детьми разнообразные эксперименты, опыты, анализируем объекты и явления живой и неживой природы, учимся делать выводы. На территории нашего ДОУ создана экологическая тропа. Во время наблюдений на прогулке мы оганизовываем деятельность с проведением экспериментирования, анализируем объекты живой и неживой природы, учим детей делать выводы и умозаключения.

Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Актуально высказывание Л. С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний, так как в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

В результате регулярной и систематической экспериментально-поисковой деятельности с разными объектами живой и неживой природы, дети старшего дошкольного возраста могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически, о чем говорит положительная динамика в развитии исследовательской активности по результатам двухлетнего мониторинга.

Полученные результаты позволяют утверждать, что в старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности исследовательской активности ребенка.

Как показывает практика, опыты, эксперименты, проекты, логические задачи способствуют приобретению в дошкольном возрасте поискового опыта, экспериментальной деятельности, развитию познавательной мотивации, а также стимулируют зрительное и слуховое внимание, память, связную речь, мышление, помогают успешно развивать самостоятельность ребенка, его творческие способности и подготавливают к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей» Сообщение из опыта работы: «Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей» Подготовил:.

Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на­блюдать. В. Сухомлинский Введение. Мы живем в стремительно меняющемся мире,.

Двигательная активность дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования В. А. Сухомлинский писал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность.

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» 1слайд Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии,.

План по самообразованию педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Цель : создание условий для успешной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию детей в старшей группе. Задачи: 1. Повысить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД) План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Такая разная вода» д/с «Ромашка» Арсентьевский.

Проект «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Лаборатория «АкЮнИс» Пояснительная записка Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку, и мы желаем этого своим родным, близким и друзьям.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проектно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста: «Мы в Природе»Проектно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста: «Мы в Природе» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2017 в 14:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД