Папки-передвижки

Исследовательская деятельность детей

ирина федотова
Исследовательская деятельность детей

Исследовательская деятельность детей

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приемов и средств, однако все они укладываются в пять общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения и исследовательский.

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

* Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

Публикация «Исследовательская деятельность детей» размещена в разделах

* Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

* Основные составляющие процесса исследования : выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты.

* Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала интерес у детей, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

При решении проблемных ситуаций рекомендуется использовать следующие методические приемы:

• Подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения;

• Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную;

• Предложить рассмотреть явление с позиций людей разных профессий (космонавта, врача, повара и т. д);

• Поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;

• Поставить проблемные задачи (например с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и др.).

Приведем примеры организации исследовательской деятельности детей.

Занятие

Исследовательская задача. Доказать, что вес предметов не зависит от их величины.

Материал. Два ведёрка, рейка с крючками (весы, вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы.

Ход занятия

1. К концам рейки подвесьте ведёрки. Насыпьте в одно ведёрко немного песка. Что произошло? Как достичь равновесия? Насыпьте в другое ведёрко столько песка, чтобы достигнуть равновесия. Можно ли сказать, что в обоих ведёрках одинаковое количество песка? Объясните почему.

2. В одно ведёрко положите маленький камешек, в другое вату. Попробуйте достичь равновесия. Можно ли сказать, что вес ведёрок с ватой и камешком одинаков? Почему потребовалось так много ваты, чтобы её вес был равен весу одного маленького камешка?

3. Поэкспериментируйте с другими предметами. Какой можно сделать вывод о соотношении веса предмета и его величины? Вес предмета не всегда зависит от его величины. Маленький предмет может быть тяжёлым, а большой лёгким.

4. Как вы думаете, вес сухих и сырых предметов одинаков? Как это можно доказать? Насыпьте в оба ведёрка одинаковое количество песка. Добавьте в одно ведерко воды. Вес какого ведерка теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод?

Когда исследование закончено и сделаны выводы, можно задать вопрос:

«Как определить, правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты исследования являются достоверными, если при повторении эксперимента они не изменятся.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Николаевска» Николаевского муниципального района.

Мастер-класс «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» .

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность «Мы сажаем огород» для детей среднего возраста Тема: «Мы сажаем огород» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково - исследовательской деятельности Задачи: создать.

Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной»Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной» 3 апреля продолжила заседание педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста.

Поисково-исследовательская деятельность «Мыльные пузыри» для детей 4–5 лет Поисково-исследовательская деятельность «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» для детей 4-5 лет Воспитатель Безуглая Г. Г. ЦЕЛЬ: развивать творческую исследовательскую.

Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего возраста. Выступление на педсовете Доклад на тему Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего возраста Воспитатель: Сергунова Людмила Николаевна МКДОУ Кутуликский.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в летний период посредством создания нестандартной РппсПознавательно-исследовательская деятельность детей в летний период посредством создания нестандартной Рппс Летний оздоровительный проект «Умняшки» • Цель: Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.

Познавательно-исследовательская деятельность детей 1,5–3 лет Маленькие исследователи Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать всё самим, удивляться неизведанному. У них.

Экспериментально — исследовательская деятельность детей в рамках исследовательского проекта «Занимательные опыты на кухне». Экспериментально - исследовательская деятельность детей в рамках исследовательского проекта «Занимательные опыты на кухне». Шиблёва Ирина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность детей
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 22:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД