Получи документы

Исследовательский проект для дошкольников «Свойства магнита»

Вероника Болдырева
Исследовательский проект для дошкольников «Свойства магнита»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ

«СВОЙСТВА МАГНИТА»

Выполнила воспитатель: Вероника Николаевна Болдырева

Содержание

1. Введение.

2. Информационная карта проекта.

3. Этапы реализации проекта.

4. Критерии диагностического обследования детей.

Публикация «Исследовательский проект для дошкольников „Свойства магнита“» размещена в разделах

5. План работы по реализации проекта «Свойства магнита»

6. Заключение.

7. Список используемой литературы

8. Приложения к проекту

1

Введение

Магнит – кусок железной руды,

обладающий свойствами притягивать

железные или стальные предметы

или примагничивать.

(Ожегов С. И. Словарь русского языка)

Всегда вызывала удивление людей необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Необычные, загадочные, почти сказочные способности магнита вызывают у детей яркие интеллектуальные эмоции: удивление по поводу поведения магнита и металлических предметов, интерес к происходящему, желание поэкспериментировать, а потом и попытки понять, что за этим стоит. Экспериментирование с магнитами, металлическими опилками и другими предметами из металла помогает приобрести ребёнку способность наблюдать, сравнивать, предсказывать и сообщать. Предоставление детям материалов и времени, а также организация направляемых видов деятельности воодушевляет детей к постановке вопросов в ходе манипулирования материалами и начать поиск ответов на эти вопросы.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого, направленная на познание нового, неизведанного, чудесного мира, открывает возможности развития и совершенствования каждого из них.

2

Информационная карта проекта

Автор проекта – Болдырева Вероника Николаевна, воспитатель МБДОУ

«Детский сад №5 «Антошка», п. Октябрьское.

Тип проекта – экспериментально – поисковый.

Вид проекта – краткосрочный

Участники проекта - дети, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст детей – 3-5 лет

Актуальность выбора темы проекта :

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Дети в игре сами того не замечая стали проводить опыты с магнитами. Мне захотелось им в этом помочь и более подробно познакомить их со свойствами магнита.

Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Объект проекта : магнит.

Предмет проекта : свойства магнита.

Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

Цель проекта : Помочь ребёнку получить первоначальное представление о магните с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности; обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность; создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

Задачи проекта :

Для детей

1. Дать представление о магните и магнетизме.

2. Познакомить с тем, что некоторые предметы притягиваются к магниту.

3. Учить обобщённым способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.

4. Стимулировать использование обследовательских действий в поисковой деятельности.

5. Создавать условия для сопоставления вновь воспринимаемых качеств предметов с соответствующими элементами системы сенсорных эталонов.

6. Учить устанавливать функциональные связи и отношения между объектами и явлениями, применяя различные средства.

7. Учить практическим действиям, при использовании которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

8. Формировать умения получать исходные сведения о новом объекте в процессе его практического преобразования.

9. Побуждать к выполнению действий в соответствии с задачей и содержанием поисково-познавательной деятельности.

10. Способствовать формированию умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предполагаемым алгоритмом деятельности (в речевой форме).

11. Учить работать с различными материалами и инструментами.

Для педагогов

1. Ознакомление с методическими разработками по теме «Свойства магнита».

2. Создать условия для приобщения детей к ознакомлению с окружающим миром.

3. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.

4. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).

5. Составление плана-схемы проекта.

6. Сбор, накопление материала.

7. Включение в план схему проекта совместной деятельности, экспериментов и других видов детской деятельности.

8. Обогащение предметно-развивающей среды

9. Создание мини-лаборатории «Волшебный камень магнит»

10. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;

11. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;

12. Презентация проекта.

Для родителей

1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.

2. Участие в организации мини - лаборатории «Волшебный камень магнит»;

3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит», картотеки «Опыты с магнитом»

4. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды.

Сбор, накопление материала.

Ожидаемые результаты:

1. Расширятся представления детей о магните, его способности притягивать предметы.

2. Дети познакомятся с тем, какие предметы может притягивать к себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и назначение.

3. Вместе с воспитателем дети изготовят магниты из гипса.

4. У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

5. Пополнят словарь к теме «Свойства магнита» :

-существительные: магнит, отталкивание, поле, полюс, притяжение, сила;

-прилагательные: железный, магнитный, металлический, одноимённый, положительный, отрицательный, разноимённый, северный, южный;

-глаголы: действовать, намагничивать, отталкивать, прилипать, притягивать.

5. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

6. Родители примут активное участие в реализации проекта.

Основные формы реализации проекта : экспериментально – поисковая:

-Занятия

- Беседы

- Наблюдения

- Игровая деятельность

- Продуктивная деятельность детей.

- Чтение художественной литературы

Необходимые материалы: магнит, предметы, которые притягивает и не притягивает магнит (скрепки, болты, гайки, бусы, игра «Поймай рыбку», и т. д., декоративные магниты на холодильник разного вида, набор для изготовления барельефов из гипса на магнитной ленте.

Предполагаемый продукт проекта :

1. Оформление картотеки «Опыты с магнитом»

2. Создание фотоальбома «Зачем нужен магнит»

3. Организации мини - лаборатории «Волшебный камень магнит»;

4. Изготовление декоративных магнитов на холодильник из гипса

3

Данный исследовательский проект осуществляется с детьми разновозрастной группы комбинированного вида (3-5 лет) №8 «Солнышко», срок реализации – две недели

Этапы реализации проекта.

Этап Содержание деятельности

1 этап работы- Подготовительный Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап работы - Основной Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Реализация перспективного плана.

3 этап работы - Заключительный Определить эффективность проведенной работы.

Провести анализ полученных результатов.

Презентация работы по исследовательскому проекту

«Свойства магнита»

4

Выявление уровня сформированности представлений о магните и его свойствах.

Диагностическое задание «Волшебный предмет».

Цель: выявить у детей наличие представлений о магните, свойстве магнита и области его применения.

Материал: магнит, предметы из дерева, пластмассы, металла, стекла, два деревянных вагончика с магнитиками.

Ход.

1) Положить перед ребёнком магнит и предложить ответить на следующие вопросы: что это за предмет? Что такое магнит?

2) Далее ребёнку предложить выбрать из предложенных предметов те, которые притягивает магнит.

3) Затем поставить на столик вагончик и рядом второй, они притянули друг друга, и задать вопрос ребё нку: что произошло с вагончиками?

4) Затем повернуть их так чтобы они смотрели друг на друга одинаковыми полюсами. Паровозики оттолкнули друг друга. Задать вопрос: что произошло с паровозиками и почему.

5) Далее предложить ответить на вопрос: где используется магнит?

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не может даже с помощью взрослого объяснить, что такое магнит, определить его свойства, затрудняется в выборе предметов, которые притягивает магнит.

2 балла – ребёнок с помощью взрослого объясняет, что такое магнит, определяет предметы, которые он может притягивать, называет правильно одно свойство магнита, с помощью наводящих вопросов называет, где используется магнит.

3 балла – ребёнок объясняет, что такое магнит, определяет свойства магнита, предметы, которые притягивает магнит, объясняет, где может использоваться магнит.

При проведении диагностического задания «Волшебный предмет» был выявлен низкий уровень знаний у большинства детей: на вопрос о том, что такое магнит один ребёнок ответил – это если что-то теряется и с его помощью можно найти, некоторые дети не смогли даже с помощью наводящих вопросов дать определение магниту. На вопрос какие предметы притягивает магнит многие ответили не сразу, а только после того как педагог поднёс магнит к каждому предмету (деревянному, пластмассовому, стеклянному, металлическому). Дети не смогли назвать ни одного применения магнита.

Средний уровень – некоторые дети с помощью взрослого дали определение магниту. После подсказки взрослого правильно определили одно свойство магнита (притягивает). Дети не смогли объяснить почему паровозики оттолкнули друг друга и не смогли назвать это свойство. Например, сказали, что вагончики просто не цепляются.

Двое детей показали высокий уровень представлений о магните и его свойствах. Дали определение магниту, назвали его свойства, правильно нашли все предметы, которые притягивает магнит. Один ребёнок объяснил, что паровозики оттолкнулись потому что у одного минус и у другого тоже минус. Дети перечислили где может использоваться магнит, назвали магнитную доску, магнитики для холодильника, один ребёнок назвал компас и объяснил для чего он нужен.

5

План работы по реализации проекта

пп Мероприятия Цели Сроки

реализации

1 этап - подготовительный

1. Беседа с родителями:

Проект – «Свойства магнита» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель

06.02

2. Подбор наглядно – методического материала, атрибутов, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Создание картотеки: «Опыты с магнитом» Создать условия для реализации проекта. Воспитатель, родители

07.02 -

09.02

2 этап - основной

3. Знакомство с магнитом

Просмотр мультфильмов:

«Пин код. Смешарики», «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» В результате совместной деятельности познакомиться с магнитом, узнать о его свойствах. Воспитатель

06.02 - 14.02

4. Практическая деятельность: провести ряд опытов и определить свойства магнита

Цель: Вызвать интерес к опытно-экспериментальной деятельности с магнитами.

10.02. – 15.02

1. Серия опытов:

«Притягиваются – не притягиваются» Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту

Воспитатель 06.02

2. Серия опытов: «Может ли магнит сам притягиваться Выявить способность магнита притягиваться. 07.02

3. Серия опытов:

«Демонстрация действий разных магнитов» Продемонстрировать притяжение магнита; показать, что разные магниты притягивают предметы на разном расстоянии; познакомить с понятием магнитная сила. 08.02

4. Серия опытов:

«Действия магнитов через разные материалы» Определить опытным путём, действует ли магнит на предмет через другие материалы. 09.02

5. Серия опытов: «Притяжения и отталкивания магнитов» Опытным путём определить все ли части магнита имеют одинаковую силу; дать понятие о магнитных полюсах. 10.02

6. Серия опытов:

«Магнитное поле» Показать магнитное поле вокруг магнитов. 11.02

7. Серия опытов:

«Намагничивание предметов» Определить способность предметов намагничиваться. 14.02

8. «Опыты с компасом. Магнитное поле земли» Выяснить, что заставляет двигаться стрелку компаса; показать детям существование силы земного притяжения. 15.02

5. Играем с магнитом

10.02 – 16.02

Игра «Поймай рыбку» В ходе игры установить, почему рыбка ловится на удочку, какой механизм здесь работает. 10.02

Игра «Ловись, рыбка» Совместное с детьми изготовление атрибутов для игры; развитие интереса к опытно-игровой деятельности 11.02

Игра «Кошки-мышки» Развитие интереса к опытно-игровой деятельности. Совместное с детьми изготовление атрибутов для игры 14.02

6. «Справочное бюро Почемучки» Вызвать не только интерес детей, но и желание высказывать предположения и анализировать результат. Закрепить полученные знания о свойствах магнита. 16.02

7. Определить металлические предметы в группе, детском саду и дома с помощью магнита. Оформление фотоальбома «Применение магнита».

Развивать навыки исследовательской и поисковой деятельности. Воспитатель, родители

15.02

8. Познакомить с разнообразием декоративных магнитов. Создание мини- лаборатории «Волшебный камень – магнит» Дать представление о том, что декоративные магниты изловлены из разных материалов, разного размера, формы и назначения. Воспитатель, родители. 16.02

9. Изготовление с детьми магнитов в технике барельеф. Развивать творчество, фантазию, воображение. Воспитатель. 16.02

3 этап - заключительный

10 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Итоговая НОД Трансляция проекта педагогам, родителям и детям. Воспитатель, родители. 17.02

6

Заключение

В ходе реализации данного исследовательского проекта из проведенных бесед, наблюдений, опытно-исследовательской деятельности дети узнали о свойствах магнита.

Также у детей сформированы представления:

- о физическом явлении - магнетизм;

-расширены экспериментальным путем знания детей о свойствах магнита;

-обогащён словарь дошкольников по теме «Магнит»;

-определился рост активности родителей к педагогическому проекту;

-накоплен материал по теме «Где применяется магнит

- сформированы устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности;

-развито умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, задавать познавательные вопросы.

Список используемых источников:

1. Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 – 260 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина (отв. ред.). – М: ТЦ Сфера, 2025. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)

3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Названова Л. Знакомство с магнитом // Дошкольное образование. – 2003. -№ 9

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя»Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя» Тема занятия:«Изучаем свойства магнита» (по сюжету сказки «Три медведя»)Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет «Опыты и эксперименты. Свойства магнита»Фотоотчет «Опыты и эксперименты. Свойства магнита» Работая с детьми,я обратила внимание на то,что мои воспитанники очень любят различные опыты и эксперименты. Я разработала картотеку по.

Фотоотчет о занятии на тему «Свойства металла и магнита»Фотоотчет о занятии на тему «Свойства металла и магнита» Дети очень любят экспериментировать, исследовать. И вот мы в лаборатории Всезнайки. Задачи занятия это научить детей узнавать предметы.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект для дошкольников «Свойства магнита»
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 18:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД