Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи» (I младшая группа)

Ольга Титова
Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи» (I младшая группа)

(воспитатели Титова О. В. и Уразбахтина Ю. С.)

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: • четкий режим дня; • отсутствие родных рядом; • постоянный контакт со сверстниками; • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; • резкое уменьшение персонального внимания.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

В три года познавательная деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыши, впервые придя в детский сад, нередко не интересуются игрушками и не желают интересоваться ими. Им не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ними. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Малыши испытывают безграничную жажду знаний с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Маленькие непоседы всегда активны в поисках чего – то нового, неизведанного и интересного только им одним. И взрослым все стремления ребенка кажутся незначительными или вообще не требующими внимания с их стороны. Вследствие чего взрослые могут уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения. И происходит это довольно часто на протяжении всего детства. Взрослые даже не догадываются, что тем самым они наносят вред личностному развитию ребенка, превращая непоседу в малоактивного нелюбознательного ребенка.

Ребенок трогает и ощупывает все, что попадается на его пути – разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие, рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях: шлепание по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др.

Взрослые привыкли убеждать себя в том, что ограничения защищают ребенка от опасностей дома, в садике, на улице. Но важно понять, что спасая ребенка от этих внешних опасностей, фактически происходит попытка поместить его в физический, образовательный, эмоциональный вакуум. Тем самым подвергая его другой, не менее серьезной опасности – ограничению исследовательской активности, что приводит к обеднению его когнитивного опыта.

Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей и, соответственно, тем больше ребенок – непоседа целенаправленно будет использовать свою энергию, которая носит поисковый характер.

Свобода действий подразумевает, что ребенку придется играть игрушками, которые ему предоставили взрослые и тут важно быть внимательным. Как правило взрослые предлагают для игры «готовую» игрушку, неспособную к трансформациям, и при этом возмущаются – почему она становится ему не интересной через пару минут? Обычно предлагаемая ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее содержимое будут активно исследовать (разбирать, ломать и др.).

Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать ее, детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

Так же радость непоседа получает, когда проводит эксперименты с предметами и игрушками.

Предмет проекта: формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через знакомство со свойствами неживой природы в условиях исследовательско-игровой деятельности.

Проблема: влияет ли исследовательско-игровая деятельность на адаптационный период детей 2-3 лет, только что поступивших в дошкольное учреждение.

Гипотеза: использование исследовательско-игровой деятельности обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Цели проекта: 1. Формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через экологическое воспитание. 2. Знакомство малышей со свойствами неживой природы: камня, песка, воды. 3. Развитие творчески свободной личности ребенка.

Задачи: 1. Развить познавательный интерес к миру природы. 2. Формировать систему элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка младшего дошкольного возраста через экспериментирование. 3. Воспитать природоохранительные знания, любовь к природе, личную ответственность за ее сохранность. 4. Открыть детям свойства неживой природы. 5. Стимулировать потребности познания окружающего мира. 6. Активизировать творческие способности детей. 7. Создать положительный эмоциональный фон.

Тип проекта: исследовательско-игровой.

Направленность проекта: адаптация детей раннего возраста, экологическое воспитание.

Участники проекта: дети I младшей группы (с 2 до 3 лет, педагоги, родители.

Сроки реализации: 2 месяца (сентябрь-октябрь, 1 занятие в неделю.

Взаимодействие педагогов с детьми: наблюдения, работа с художественной литературой, дидактические игры, беседы, совместный труд.

Взаимодействие педагогов с родителями: домашнее задание.

Продукты совместной деятельности: рисование, ручной труд, составление альбома.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап: - подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме; - определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей; - планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; - обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта; - разработка игр, экспериментов.

2. Основной этап: - проведение цикла занятий; - консультации для родителей.

3. Заключительный этап: - сбор и накопление материала; - оформление фотовыставки; - создание альбома.

Ожидаемый результат:

Адаптационный период у детей пройдет легче и быстрее, создание положительно-эмоционального состояния детей.

Дети познакомятся со свойствами песка, камня, воды.

Песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.

Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.

Вода – источник жизни на Земле. Она бывает прозрачная, холодная, чистая, цветная.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Организация жизни детей в адаптационный период». Организация жизни детей в адаптационный период. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение-процесс сложный и для самого малыша и для родителей.

Проект «Мы вместе» Социализация – это сложный процесс взаимодействия со средой, в результате которого формируется личность ребенка. Сущность социализации состоит.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Прописи
  • Прописи
Автор публикации:
Исследовательско-игровой проект «Малыши — исследователи» (I младшая группа)
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 20:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый день
В детский садик мы идем учимся, играем на гимнастику с утра бодро все шагаем Понедельник В понедельник в детский сад Прискакали зайчики (...
Мастер-класс «Снежинка-куколка»
Мастер – класс «Снежинка - куколка». Цель: изготовление новогодней поделки. Задачи: совершенствовать навыки конструирования; развивать глазомер;...
«Новогодние фантазии». Оформление группы детского сада
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...