Получи документы

Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста

Галина Ускова
Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста

«Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста»

Дидактическая игра является основной формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, необходимые для игровой деятельности детей : замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме.

Публикация «Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей, от поставленной задачи и ее содержания возникает и игровая задача для самого ребёнка. Важное значение, дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Игровые действия могут быть самыми разнообразными: постучать, переставить, переложить, разобрать на составляющие части, вновь составить, завязать - развязать и т. д.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. В результате этого у детей развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильно сочетать наглядность, слово воспитателя и действия самих детей с игрушками.

Воспитатель, выступая в качестве участника игры, незаметно для детей направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог, рассказывает о каком либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т. п.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Воспитатель должен уметь разработать варианты знакомых детям игр и создать новые - полезные и увлекательные дидактические игры.

А сейчас я хочу остановиться на дидактических играх сделанными своими руками:

Дидактическая игра "Нарядим солнышко".

Задачи: закрепление цвета основных цветов, группировка по цвету (цветки, пуговицы, ленты-лучики, развитие мелкой моторики пальцев рук (нанизывание петель и цветков на пуговицы).

Материал: материал «жатка», синтепон, пуговицы, вязаные крючком цветки 4 основных цветов.

Дидактическая игра "Луна".

Задачи: закрепление величины (круг) и цвета основных цветов, группировка по цвету (бусинки, веревочки, пуговицы, развитие мелкой моторики пальцев рук (нанизывание петли из шнурка на пуговицы, игра с бусинками).

Материал: материал «жатка», синтепон, пуговицы, веревочки, катушки от ниток, цветной скотч.

Дидактическая игра "Цветочная полянка".

Задачи: закрепление названия цвета основных цветов, группировка по цвету, развитие мелкой моторики пальцев рук (нанизывание цветков на пуговицы). развитие моторики пальцев рук на тактильные ощущения (трогаем пальчиками травку).

Материал: материал «жатка», синтепон, пуговицы, вязаные крючком цветки 4 основных цветов.

Дидактическая игра "Божьи коровки".

Задачи: закрепление названия цвета основных цветов, группировка по цвету, развитие мелкой моторики пальцев рук (нанизывание гусеницы из шнура на пуговицы, нанизывание божьих коровок на кнопки, развитие моторики пальцев рук на тактильные ощущения (трогаем пальчиками травку).

Материал: материал «жатка», синтепон, кнопки, веревка – шнур, атласная лента, вязаные крючком божьи коровки 4 основных цветов.

Дидактическая игра "Цветные гусенички".

Задачи: закрепление величины и цвета 4 основных цветов, умение соотносить предметы по величине от большего к меньшему.

Материал: картон, скотч.

Ход игры:

- Собери гусеничку (красную, синюю, зеленую, желтую) от самого большого круга до самого маленького.

Дидактическая игра "Эмоции".

Задачи: знакомство с эмоциями человека: доброта, обида, злость, удивление. Закрепление названия цвета основных цветов, развитие мелкой моторики пальцев рук (нанизывание косичек на пуговицы, завязывание – развязывание бантов).

Материал: материал «жатка», синтепон, пуговицы, шерстяные нитки для плетения косичек, атласные ленты 4 основных цветов. Использование : в играх, в свободной деятельности, в режимных моментах.

Дидактическая игра "Накроем на стол".

Задачи: знакомство со столовым прибором (тарелка, с продуктами питания (сосиска, печенье, пельмени, яичница). Развитие мелкой моторики пальцев рук (застегивание - расстегивание тарелок на липучках, застегивание - расстегивание продуктов питания на кнопки к тарелкам). Закрепление цвета основных цветов.

Материал: материал «жатка», синтепон, липучки, кнопки, материал «ситец» для скатерти, связанные крючком продукты питания (сосиски, печенье, пельмени, яичница).

Дальнейшее использование : знакомство с сервировкой стола.

Дидактическая игра "Гусеничка".

Задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление цвета, развитие слуха.

Материал: киндер – яйца, бисер, скотч, резинка круглая, нитки для украшения.

Кроме дидактических свойств, выполняет роль - игрушки – забавы.

Дидактическая игра "Веселые человечки".

Задачи: учить детей группировать предметы 4 цветов по форме (квадрат, треугольник, круг).

Материал: картон., скотч.

Ход игры:

-Как зовут человечка?

-Маленькие заблудились, найди им домик.

Дидактическая игра "Заштопай одежду".

Задачи: учить детей вставлять предметы разной формы в соответствующие отверстия, закрепление величины и цвета 4 основных цветов.

Материал: картон, скотч.

Ход игры:

-Маша гуляла и упала. Порвала свое платье.

-Давайте поможем Маше заштопать дырочку.

Дидактическая игра "Неваляшки".

Задачи: закрепление умения у детей группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету, закрепление цвета 4 основных цветов.

Материал: картон, скотч.

Ход игры:

-К нам в гости пришли неваляшки.

-Какого цвета неваляшки?

-Желтая неваляшка, любит играть желтыми игрушками, синяя – синими, зеленая – зелеными, красная – красными. Помоги неваляшкам найти свои игрушки.

Дидактическая игра "Человечек".

Задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление цвета основных цветов.

Материал: пробки от бутылок, резинка круглая, нитки для украшения.

Кроме дидактических свойств, выполняет - роль игрушки – забавы.

Хочу отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения.

Работа с детьми проводилась в основном индивидуальная.

В результате проведенной работы у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Привлекая внимание детей к игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий, зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Отмечу, что во время дидактической игры постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького.

Использование дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста Перспективный план по саморазвитию «Использование дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста».

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста Доклад на методическое объединение на тему: «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста».

Использование дидактических игр для развития сенсорных представлений детей раннего возраста В период раннего возраста у детей ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем.

Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учиться жить в согласии с природой,.

Из опыта работы «Доклад «Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Ласточка» Из опыта работы по теме: «Значение дидактических.

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Золушка» Картотека дидактических игр для детей раннего возраста.

Круглый стол «Использование пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста»Круглый стол «Использование пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста» Теоретические аспекты применения • Возраст применения пальчиковых игр от 1 до 2,5 лет • На данном этапе развития ребенок является пассивным.

Методика использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию сенсорных эталонов. От того, насколько успешно будет организовано.

Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 5 марта 2019 в 12:31
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД