Лучший педагог года

Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада

Ирина Алфёрова
Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада

Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Актуальным использование игры остаётся и в наши дни. Многие дошкольные образовательные организации озадачены технологизацией образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта.

Публикация «Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах

Внедрение игровой технологии Воскобовича в образовательный процесс нашего детского сада мы рассматриваем как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями ФГОС ДО содержания основной образовательной программы. Для полноценной реализации задач технологии, важно, чтоб педагогический коллектив был знаком с её содержанием. Так у нас появилась модель использования технологии всеми педагогами. Воспитатели применяют развивающие игры и игровые пособия как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной работе с детьми, через проектирование развивающей предметно-пространственной среды групп предоставляют дошкольникам возможность выбора игр для самостоятельной деятельности. Учителем-логопедом широко используются комплекты : «Чтение через игру» ; «Знаковые конструкторы» ; графический тренажер «Игровизор» с приложениями как в индивидуальной работе, так и при проведении фронтальных занятий с детьми. Музыкальный руководитель использует игровой комплект «Коврограф «Ларчик» (для реализации наглядного метода образования. Воспитателем по изобразительной деятельности в творческих заданиях применяются «Чудо-конструкторы» для создания задуманных образов из деталей игры (обведение и штриховка). Педагогом-психологом используются практически все игры, т. к. они способствуют развитию психических процессов воспитанников.

За время применения игровой технологии у нас возникла своя система методической работы, которая охватывает всех участников педагогического процесса. Так у нас уже появились определё нные традиции: обязательно одно из родительских собраний в каждой группе по использованию развивающих игр; «Неделя игры в ДОУ» на материале развивающих игр В. В. Воскобовича; ежегодно - конкурс «Умники и умницы» среди всех детей ( по секторам: младший и старший); ежегодные отчёты тьюторов и детского сада -тьюторского центра в ООО «РИВ»; публикация опыта в сборниках по материалам конференций.

В настоящее время актуальность игры повышается и из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией. Телевидение, видео, радио, Интернет значительно увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности. Неслучайно федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов определил принцип «реализации Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры».

Игра - это приём организации деятельности детей на занятии, или набор приёмов, выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребёнка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. В игре, по мнению авторов-разработчиков стандарта, происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. А использование развивающих игр Воскобовича подразумевает ещё и смену способа организации детских видов деятельности : это больше не руководство взрослого, но совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Игры или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Игра помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребёнку взрослым. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребёнка. Поэтому с её помощью на занятии воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Целесообразно включённые в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить и выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а, следовательно, дисциплинирует ум ребёнка.

Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Технология «Сказочные лабиринты игры» содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы. Поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях. Наилучший результат в развитии и образовании детей даёт использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательных областях «познавательное развитие» и «речевое развитие».

Игры и игровые пособия Воскобовича, на наш взгляд, соответствуют требованиям современного законодательства в области дошкольного образования :

- игра (развивающая) способна развить личность, используя познавательные естественные способности ребёнка, а также его психологические и физиологические аспекты;

- игры и пособия В. В. Воскобовича находят своё применение среди профессионалов в области педагогики и психологии, а также среди родителей;

- используются в работе с детьми от раннего до младшего школьного возраста, в том числе и имеющими ограниченные возможности здоровья.

Использование игровой технологии привлекает ещё и своей сказочностью. Во-первых, создаётся развивающая предметно-пространственная среда, где концентрируются все развивающие игры и пособия это интеллектуально-игровой центр Фиолетовый Лес со своими сказочными областями. Во-вторых, все игры сопровождает сказочный персонаж, сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада, во многом благодаря использованию игровой технологии, многофункциональна, соответствует всем требованиям ФГОС ДО. В каждой возрастной группе оборудован интеллектуально-игровой центр, где сконцентрированы наборы развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям воспитанников, на подгруппу детей. Педагогами совместно с родителями изготовлены схемы и модели к играм, оформлены сказочные области в соответствии с требованиями технологии, подобраны игровые персонажи. «Фиолетовый Лес» имеет свои особенности в каждой группе: у малышей – это, прежде всего, «сенсорный уголок», знакомящий детей с эталонами формы, цвета и размера; в средней группе основное внимание уделяется знакомству с цифрами и в их интеллектуально-игровом центре появляется сказочная область «Цифроцирк» с героями Магноликом и цифрятами – забавными зверушками, главной игрой здесь является «Волшебная восьмёрка» - своего рода конструктор цифр; в группах старшего возраста дети проявляют интерес к чтению, и здесь появляется сказочная область «Город говорящих попугаев» со своими шутами-акробатами и играми, обучающими детей чтению.

Включение в воспитательно-образовательный процесс развивающих игр предоставило возможность для творческой деятельности и самореализации личности (как педагогов, так и обучающихся, способствовало активному вовлечению дошкольников и их родителей в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей. Наши педагоги неоднократно принимали участие в научно-практической конференции с международным участием «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», презентовали опыт своей работы и публиковали в сборнике по материалам конференции практические наработки.

И, в заключение, ещё раз отметим, что развитие ребёнка-дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру – ведущую деятельность дошкольника. Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, что доказывает наша практика применения игровой технологии в образовательном процессе детского сада.

Список литературы:

1. Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб. : Гириконт, 2000

2. Воскобович В. В., Харько Г. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Книга 1 МЕТОДИКА. - СПб. : 2003

3. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. - М. : ТЦ Сфера, 2015

4. Реализация ФГОС средствами технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры»/ Воскобович В. В., Корсак О. В., Емельянова С. В. - СПб. : 2014

5. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» - СПб. : 2007

Публикации по теме:

«Лапушок собирается в гости к гусенице Фифе». Занятие с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича Цель – развивать умения называть этапы процесса выпекания пирога, решать логическую задачу на определение предмета по признакам, придумывать.

ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в.

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно.

Фотоотчет «Использование ИКТ в образовательном процессе»Фотоотчет «Использование ИКТ в образовательном процессе» .

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать на то, что основным.

Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ с учетом ФГОС ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4 2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС 6 3. ПРОБЛЕМАТИКА.

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ»Информатизация общества существенно изменила практику.

Педагогический проект Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича» Тип проекта: познавательно исследовательский Вид проекта: долгосрочный (1.09.2014 -31.05.2015) Цель проекта:Интенсивное интеллектуальное.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Карты оперативного контроля в соответствии ФГОС Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в условиях введения ФГОС до Проект «Мы за жизнь» Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада
Опубликовано: 27 октября 2015 в 18:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД