Папки-передвижки

Использование ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы в детском саду

Елена Шарапова
Использование ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы в детском саду

В последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в коррекции речи. Ребенок, имеющий трудности речевого развития не является успешным. У такого ребенка снижается самооценка, он теряет уверенность в своих силах. Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса и в нарастании психического и физического напряжения. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление, поддерживают у детей с различными нарушениями речи интерес, познавательную активность, повышают эффективность коррекционной работы.

Публикация «Использование ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы в детском саду» размещена в разделах

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Основные направления использования ПК в логопедической работе

ПК использую по следующим основным направлениям:

• заполнение логопедической документации и отслеживание результативности логоработы;

• изготовление печатного информационного, консультативного, раздаточного материала для воспитанников, родителей и педагогов;

• создание презентаций к логопедическим занятиям, выступлениям, консультациям;

использование развивающих компьютерных программ.

Медиаресурсы, используемые на логопедических занятиях

Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры» www.ljgopunkt.ru

• Баба Яга учится читать», Медиахауз, 2003 г.

Логопедический тренажер «Дельфа 142.1»

«Букварь», ООО «Мультимедийные образовательные системы», 2005 г.

• Компьютерная программа «Картина мира». Институт Коррекционной педагогики РАО,2002г.

• Азбука малышка. Развивающий мультфильм Сергея Зарева.

• Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», ООО «Новый диск», 2008 г.

• Авторские презентации логопедических занятий

Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерных технологий способствует коррекции, формированию и развитию:

длительности и силы речевого выдоха;

громкости (интенсивности) и тембра голоса;

темпоритмической организации речи;

интонационной выразительности речи;

четкости и разборчивости речи;

эфферентного и афферентного звеньев речевой системы;

неречевого слухового гнозиса;

речевого слухового гнозиса;

звукового анализа и синтеза; структуры значения слова;

лексических связей слов;

грамматического значения слова;

коммуникативных навыков детей

Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, фронтальным занятиям с детьми.

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Применение развивающих программ на логопедических занятиях дает положительные результаты:

• вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой;

• активизирует познавательную и мыслительную деятельность ;

• тренирует память, внимание и сообразительность; способствует общему развитию ребенка;

• тренирует навык правильного написания букв;

• помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «слово», «слог»;

• способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова, овладению навыками чтения;

• учит составлять предложения из отдельных слов;

• у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов;

• дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;

• у ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе. Он получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Эффективное коррекционно-развивающее обучение детей с речевыми недостатками с использованием ИКТ обеспечивает :

• активизацию познавательной деятельности,

повышение уровня их умственного и речевого развития,

коррекцию недостатков эмоционально-личностного и речевого развития: нормализацию звуковой стороны речи, обогащение словаря, нормализацию грамматического оформления связной речи.

Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не может заменить живого общения педагога с ребёнком. Только дополняя друг друга, логопед и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. При этом результативность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Публикации по теме:

Что такое дошкольный логопункт Что такое логопункт? Уже на протяжении многих лет наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. Они, как известно, очень разнообразны.

Программа «Я все смогу!» для профилактики синдрома хронической неуспешности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы в детском саду
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 15:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД