Использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Екатерина Пронина
Использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, однако в дошкольных учреждениях они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса [1, 9].

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Педагоги ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ [3, 37].

Непосредственно-образовательная деятельность с воспитанниками в детском саду имеют свою специфику, она должна быть эмоциональна, с привлечением большого иллюстративного материала. Всё это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение ИКТ возможно в рамках непосредственной образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме. Практика использования компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении значительно увеличивает интерес дошкольников к организованной образовательной деятельности. Работа с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал дошкольника.

Одним из видов мультимедийных проектов, которые я использую в своей работе, являются компьютерные презентации. Презентация – это обучающая электронная книга с красивыми картинками; удобный и эффективный способ предоставить ребенку информацию об окружающем мире. Презентация включает в себя динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Мною разработаны и применяются на практике презентации:

- Образовательная область «Познание»: «Давай посчитаем», «7 дней недели», «Молочная страна», «Времена года» и др.

Образовательная область «Безопасность»: «Дорожные знаки», «Правила поведения на улице», «Пожарная безопасность»

Образовательная область «Здоровье»: «Культурно-гигиенические навыки», «Уход за зубами», «Зачем мыть руки», «Правила питания», «Азбука здоровья».

Образовательная область «Коммуникация»: «Веселые буквы», «Любимые сказки».

Различные презентации в первую очередь помогают изучить и освоить окружающую действительность, развить творческие способности, умения наблюдать, слушать окружающих, развивают психические процессы, также учат обобщать и анализировать. Данная форма позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и а ассоциативном виде в память детей. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике дает возможность более полно решать программные задачи [2, 8] .

В работе с детьми 6-7 лет применяю разработанные игровые презентации, которые не только помогают провести весело и интересно детский досуг, но развить имеющиеся у ребенка навыки, научить чему-то новому. С помощью игровых презентаций детям в доступной форме преподношу загадки, ребусы, кроссворды, учим геометрические фигуры, буквы и цифры, подбираем слова на заданный звук, классифицируем предметы по заданному признаку.

Одними из основных участников образовательного процесса являются родители воспитанников. Использование ИКТ позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной, через проведение родительских собраний, совместной деятельности, выпуск информационных буклетов.

В результате работы по внедрению информационных технологий отметила преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей [4, 54].

Литература

1. Безруких, М. М. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» / М. М. Безруких, Л. А. Парамонова, В. И. Слободчиков //Начальное образование. - 2006. - №3. - С. 9-11.

2. Езопова, С. А. Предшкольное образование, или образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции / С. А. Езопова //Дошкольная педагогика. - 2007. - №6 .- С. 8-10.

3. Кораблёв, А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблёв // Школа. – 2006. - №2. – С. 37-39

4. Шаехова, Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/ Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. - 2006. -№7. - С. 54-57.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились.

Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 13:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....