Использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Екатерина Пронина
Использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, однако в дошкольных учреждениях они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса [1, 9].

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Педагоги ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ [3, 37].

Непосредственно-образовательная деятельность с воспитанниками в детском саду имеют свою специфику, она должна быть эмоциональна, с привлечением большого иллюстративного материала. Всё это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение ИКТ возможно в рамках непосредственной образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме. Практика использования компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении значительно увеличивает интерес дошкольников к организованной образовательной деятельности. Работа с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал дошкольника.

Одним из видов мультимедийных проектов, которые я использую в своей работе, являются компьютерные презентации. Презентация – это обучающая электронная книга с красивыми картинками; удобный и эффективный способ предоставить ребенку информацию об окружающем мире. Презентация включает в себя динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Мною разработаны и применяются на практике презентации:

- Образовательная область «Познание»: «Давай посчитаем», «7 дней недели», «Молочная страна», «Времена года» и др.

Образовательная область «Безопасность»: «Дорожные знаки», «Правила поведения на улице», «Пожарная безопасность»

Образовательная область «Здоровье»: «Культурно-гигиенические навыки», «Уход за зубами», «Зачем мыть руки», «Правила питания», «Азбука здоровья».

Образовательная область «Коммуникация»: «Веселые буквы», «Любимые сказки».

Различные презентации в первую очередь помогают изучить и освоить окружающую действительность, развить творческие способности, умения наблюдать, слушать окружающих, развивают психические процессы, также учат обобщать и анализировать. Данная форма позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и а ассоциативном виде в память детей. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике дает возможность более полно решать программные задачи [2, 8] .

В работе с детьми 6-7 лет применяю разработанные игровые презентации, которые не только помогают провести весело и интересно детский досуг, но развить имеющиеся у ребенка навыки, научить чему-то новому. С помощью игровых презентаций детям в доступной форме преподношу загадки, ребусы, кроссворды, учим геометрические фигуры, буквы и цифры, подбираем слова на заданный звук, классифицируем предметы по заданному признаку.

Одними из основных участников образовательного процесса являются родители воспитанников. Использование ИКТ позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной, через проведение родительских собраний, совместной деятельности, выпуск информационных буклетов.

В результате работы по внедрению информационных технологий отметила преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей [4, 54].

Литература

1. Безруких, М. М. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» / М. М. Безруких, Л. А. Парамонова, В. И. Слободчиков //Начальное образование. - 2006. - №3. - С. 9-11.

2. Езопова, С. А. Предшкольное образование, или образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции / С. А. Езопова //Дошкольная педагогика. - 2007. - №6 .- С. 8-10.

3. Кораблёв, А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблёв // Школа. – 2006. - №2. – С. 37-39

4. Шаехова, Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/ Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. - 2006. -№7. - С. 54-57.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились.

Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 13:51
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...